На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 35 от 25.04.2022 года, обращения Контрольно-счетного органа МО "Ленский район" (вх. N 4068э от 03.06.2022 г.), системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая (документарная) проверка действий (бездействий) заказчика МБУ "Гранит" МО "Ленский район" при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку кислородной станции (контракт N 189-21-ПР от 29.12.2021) (реестровый номер контракта 3141400828521000118).
Полное наименование проверяемой организации: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление по эксплуатации и содержанию административных зданий "Гранит" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - МБУ "Гранит" МО "Ленский район", заказчик)
Юридический адрес проверяемой организации: 678144, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, У. ЛЕНСКИЙ, Г. ЛЕНСК, УЛ. ЛЕНИНА, Д. 65;
Почтовый адрес проверяемой организации: 678144, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, У. ЛЕНСКИЙ, Г. ЛЕНСК, УЛ. ЛЕНИНА, Д. 65;
ОГРН: 1151450000448; ИНН: 1414008285; КПП: 141401001.
Проверка проведена с 15 июня 2022 года по 28 июня 2022 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком требований законодательства о контрактной системе
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Контрольно-счетного органа МО "Ленский район" (вх. N 4068э от 03.06.2022 г.), из которого следует, что:
1) Имеются признаки сговора хозяйствующих субъектов - в том числе при формировании начальной (максимальной) цены контракта, поскольку заключенный государственный контракт N 189-21-ПР от 29.12.2021 г. между заказчиком и ООО "Добрая техника", заключен по цене, являющейся средней арифметической, рассчитанной на основе двух коммерческих предложений.
2) Заказчиком неправомерно осуществлена закупка у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
1. Пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
На основании изложенного, довод подателя обращения о заключении заказчиком государственного контракта, Комиссией Якутского УФАС России не рассматривается.
Также довод обращения о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке, в связи с чем Комиссия отдела контроля закупок Якутского УФАС России приняла решение данный довод обращения передать на рассмотрение в отдел антимонопольного контроля Якутского УФАС России.
2. Рассматривая в совокупности обстоятельства дела, Управлением установлено следующее:
В ходе проверки заключения контракта с единственным поставщиком МБУ "Гранит" МО "Ленский район" установлено, что данным заказчиком заключен государственный контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе N 189-21-ПР от 29.12.2021 с ООО "Добрая техника", сумма контракта: 3 429 000,00 руб. Согласно условиям контракта, срок доставки, разгрузки, сборки, установки, монтажа, ввода в эксплуатацию оборудования, обучения правилам эксплуатации специалистов Заказчика установлена до 30.03.2022 г.
Вместе с тем, согласно товарно-транспортной накладной товар поставлен заказчику МБУ "Гранит" МО "Ленский район" 8 апреля 2022 года.
Заказчик вправе провести закупку по вышеназванному основанию, только если применять конкурентные способы определения поставщика, требующие затрат времени, нецелесообразно (пункт 9 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, только при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Принцип срочности следует из нормы закона (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), т.к. выбор иного способа закупки может потребовать "затрат времени". Соответственно, принимая во внимание "экстренность, "неотложность" и "чрезвычайность", договор с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается в кратчайшие сроки. Кратчайшие сроки предусматриваются так же и в самом контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Обстоятельства, при которых заказчиком устанавливаются значительные сроки поставки товара (92 дня), что превышает возможные сроки осуществления закупок конкурентным способом определения поставщика, свидетельствуют об отсутствии фактора срочности такой закупки, отсутствие свойств внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, поэтому не обуславливают правомерность заключения указанных контрактов контракта.
Также, заключение контракта N 189-21-ПР на поставку кислородной станции 29 декабря 2021 года свидетельствует об отсутствии срочной необходимости данной закупки, поскольку:
- с даты выделения денежных средств (11.11.2021) и до даты закупки прошло 48 календарных дней;
- учреждением была направлена в уполномоченный орган заявка N 6-1311 "О размещении муниципального заказа" на осуществление закупки кислородной станции путем проведения аукциона в электронной форме;
- по условиям заключенного муниципального контракта срок поставки товара определен в количестве 92 календарных дня (с 29.12.2021 по 30.03.2022);
Кроме того, отсутствие срочной необходимости закупки подтверждается обращением МБУ "Гранит" в июле 2021 года (Письмо от 29.07.2021 N 6-0752/21) к учредителю с вопросом согласования приобретения мобильной адсорбционной станции для собственных нужд, с приложением предварительного технико-коммерческого предложения АО "Грасис" от 18.03.2021 N 1122_21.
Таким образом, действия Заказчика указывают на то, что заключение контракта не обладало свойствами внезапности и чрезвычайности, что, в свою очередь, объективно позволяло Заказчику провести конкурентную процедуру.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, МБУ "Гранит" МО "Ленский район" с ООО "Добрая техника" неправомерно заключен государственный контракт N 189-21-ПР от 29.12.2021.
В вышеуказанных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика МБУ "Гранит" МО "Ленский район" при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) поставку кислородной станции (контракт N 189-21-ПР от 29.12.2021) нарушившим часть 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что на момент заседания Комиссии контракт был заключен и исполнен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
4. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Якутского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2022 г. N 014/06/99-813/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022