Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Потапова Виктора Гаврильевича (далее также - ИП Потапов В.Г., заинтересованное лицо): <_>;
от заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее также - ГУ - РО ФСС РФ по РС(Я), заказчик): <_>,<_> ;
рассмотрев посредством web-конференции сведения, представленные заказчиком Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об участнике закупки индивидуальном предпринимателе Потапове Викторе Гаврильевиче в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (изв. N 0216100000322000147), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об участнике закупки индивидуальном предпринимателе Потапове Викторе Гаврильевиче в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (изв. N 0216100000322000147).
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
27.06.2022 Комиссией Якутского УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось 28.06.2022 тем же составом Комиссии Якутского УФАС.
Из пояснения заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило ходатайство от Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) с просьбой о невключении ИП Потапова В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, исследовав имеющиеся в деле документы, установила следующее.
07.04.2022 года заказчиком ГУ - РО ФСС РФ по РС(Я) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0216100000322000147 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Начальная (максимальная) цена контракта - 160 000,00 руб.
18.04.2022 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0216100000322000147.
Согласно указанному протоколу заявка участника закупки ИП Потапова В.Г. признана соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
29.04.2022 года заключен контракт N 0216100000322000147 между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 1143507396922000205).
24.05.2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
21.06.2022 года согласно сведениям ЕИС государственный контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ИП Потапове В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
29.04.2022 года заключен государственный контракт между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 1143507396922000205).
Разделом 1 установлен предмет контракта:
"1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
1.1.1. уборку дворовых и прилегающих территорий, в том числе: в зимний период - подметание и сдвигание снега, подсыпка наледи песком, удаление снега и снежно-ледяных образований с дворовых территорий, прилегающих тротуаров, наружных крылец, пандусов, в летний период - мойка и поливка дворовых территорий, прилегающих тротуаров, наружных крылец, пандусов вручную, уборка и чистка газонов, также уборка мусора с надлежащей сборкой для дальнейшей погрузки на автомобильный транспорт;
1.1.2. по адресам: г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 15 и ул. Красноярова, д .27, корп. 1.
1.2. Услуги осуществляются с целью поддержания дворовой и прилегающих территорий в надлежащем санитарном состоянии."
Согласно пунктам раздела 5 контракта:
"5.2.1. Ежедневно в рабочие дни с момента заключения Государственного контракта по "31" декабря 2022 года с 08 ч - 17 ч дня, перерыв на обед с 13 ч - 14 ч. Безвозмездно устранять по указанию Заказчика все выявленные недостатки оказанных услуг в течение 1 дня с момента их обнаружения."
Разделом 10 контракта установлены обстоятельства непреодолимой силы:
"10.1. Изменение существенных условий настоящего Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в следующих случаях:
10.1.1. если возможность изменения условий Контракта была предусмотрена документацией о закупке:
10.1.1.1. при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом количеством оказанных услуг, качества оказанных услуг и иных условий Контракта;
10.1.1.2. если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные Контрактом количество оказанных услуг не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом количество оказания услуг не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному количеству оказанных услуг исходя из установленной в Контракте цены за единицу (месяц) услуги, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом количества оказанных услуг Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены за единицу (месяц) услуги. Цена дополнительно оказанных услуг или цена за единицу (месяц) услуги при уменьшении предусмотренного Контрактом количества услуг должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренное в Контракте количество на единицу (месяц) услуги;
10.2. При исполнении Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случая, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
10.3. В случае перемены Заказчика права и обязанности Заказчика, предусмотренные Контрактом, переходят к новому Заказчику.
10.4. При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Исполнителем допускается оказание услуг, качество, технически и функциональнее исполненные, которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены Заказчиком в реестр Контрактов, заключенных Заказчиком.
10.5. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2014 N 44-ФЗ.
10.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2014 N 44-ФЗ."
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360), в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
При таких обстоятельствах датой надлежащего уведомления, является день, по истечении пятнадцати дней с дат размещения в ЕИС. Датой размещения в ЕИС является 25.05.2022 года. Соответственно, датой надлежащего уведомления является - 10.06.2022 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21.06.2022 года и считается расторгнутым 21.06.2022 года.
Таким образом, порядок к принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе соблюден.
Материалами дела установлено следующее:
1. Требование заказчика о надлежащем исполнении обязательств по государственному контракту от 13.05.2022 г. N 04-15-04/1404-3765.
2. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 04 мая 2022 года.
3. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 05 мая 2022 года.
4. Письмо от ИП Потапова В.Г. о расторжении контракта по соглашению сторон от 06 мая 2022 года
5. Уведомление от ИП Потапова В.Г. о приостановке работы от 06 мая 2022 года.
6. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 06 мая 2022 года.
7. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года.
8. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 12 мая 2022 года.
9. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 13 мая 2022 года.
10. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2022 года.
11. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года.
12. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 18 мая 2022 года.
13. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года.
14. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 20 мая 2022 года.
15. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 23 мая 2022 года.
16. Акт о несоблюдении сроков и качества оказываемых услуг по Государственному контракту от 29.04.2022 г. N 180 на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года.26.04.2022 г. - Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
17. Требование заказчика об уплате штрафа за неисполнение государственного контракта от 17.06.2022 г. N 04-15-04/1404-4798.
18. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.05.2022 г.
Из пояснений ИП Потапова В.Г. следует, что неисполнению контракта послужило некачественно составленное техническое задание на выполнение работ, не соответствующее действительным объемам работ, неточное, изменение объемов работ в процессе выполнения работ, отдаленность двух объектов друг от друга, предъявление требования обязательного присутствия работника по месту исполнения контракта на полный рабочий день.
Акты направленные ИП Потаповым В.Г. не подписывались и не принимались, письмо о расторжении контракта оставлено без ответа.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.
При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
Вместе с тем, внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту (договору) возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (договора), в том числе, в части публикации (размещения) в единой информационной системе информации, предусмотренной законом.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта, при этом заинтересованным лицом в ходе рассмотрения дела также подтверждено принятие исполнителем мер по исполнению условий контракта.
Вышесказанное позволяет прийти к следующим выводам:
1) Материалами дела подтверждается факт нарушения исполнителем срока исполнения обязательств государственного контракта от 12.10.2019 года, но отсутствия в действиях поставщика недобросовестного поведения в связи с принятием мер для надлежащего исполнения условий контракта.
2) Подпунктом "а" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 предусмотрено безусловное правовое основание, при наличии которого, контрольный орган в сфере закупок обязан принять решение об отказе во включении сведений об участнике закупки в РНП, к которому в частности относится принятие исполнителем мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об участнике закупки индивидуальном предпринимателе Потапове Викторе Гаврильевиче в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке дворовых и прилегающих территорий административных зданий ГУ-РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (изв. N 0216100000322000147), не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2022 г. N 014/06/104-870/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2022