Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу Кулакова Александра Викторовича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления по обеспечению деятельности мировых судей Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП ТЭК-Торг (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по экспертизе ценности документов, комплектованию и обработке документов постоянного срока хранения (извещение N 0148200000822000049 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего положения Извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 31.05.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 999 920,61 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 16.06.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) по результатам подведения итогов заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно Пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
1) В соответствии с пунктом 2 Положения "значимость показателя оценки" - вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения при проведении конкурсов значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2.
Приложением N 2 к Положению установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
Наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
|||
Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" |
Максимальная значимость критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" |
Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
||
2. |
Работы, услуги, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3 - 20 настоящего приложения |
60 |
10 |
40 |
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по экспертизе ценности документов, комплектованию и обработке документов постоянного срока хранения:
Код позиции |
Наименование Товара, Работы, Услуги по КТРУ |
91.01.12.000 |
Услуги архивов |
При этом, Заказчиком в критериях оценки заявок на участие в Конкурсе установлено, в том числе следующее:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги |
40 |
2 |
Характеристики объекта закупки |
50 |
3 |
Квалификация участников закупки |
10 |
Изучив порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена значимость критериев оценки, что не соответствует Положению и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Заказчиком в критериях оценки заявок установлено, в том числе следующее:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
2 |
Характеристики объекта закупки |
50 |
Качественные характеристики объекта закупки |
Качество оказания услуг |
Изучив положения порядка оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком подпоказателя "Качество оказания услуг" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" в рамках критерия оценки "Характеристики объекта закупки" не противоречит Положению и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) Заказчиком по детализирующему подпоказателю "Качество оказания услуг" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" установлено, в том числе следующее:
"Оценивается представленное участником закупки предложение о качестве оказания услуг по экспертизе ценности документов в форме описания, содержащего перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, информацию о порядке согласования/утверждения учетных документов, подробный порядок и методологию оказания услуг, детализацию положений Технического задания.
Каждому предложению участника по данному показателю присваиваются баллы в следующем порядке.
Оценка в 0 баллов - предложение участником не представлено или представленное предложение не соответствует действующему законодательству об архивном деле.
Оценка в 5 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, не в полном объеме,
- порядок согласования/утверждения учетных документов, отражает не все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены не в полном объеме, и/или без ссылок на действующее законодательство.
Оценка в 15 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает не все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены не в полном объеме, и/или без ссылок на действующее законодательство.
Оценка в 25 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, не полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены не в полном объеме, и/или не верно, и/или без ссылок на действующее законодательство.
Оценка в 40 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены не в полном объеме, и/или не верно, и/или без ссылок на действующее законодательство.
Оценка в 60 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, не полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает не все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены верно и подробно.
Оценка в 75 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает не все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены верно и подробно.
Оценка в 85 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, не полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены верно и подробно.
Оценка в 100 баллов -
- перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки, полный,
- порядок согласования/утверждения учетных документов отражает все этапы согласования/утверждения,
- сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права изложены верно и подробно.
Неравнозначность количества присваиваемых баллов обусловлена степенью сложности выполнения конкретного требования, предъявляемого к предложению участника, а именно:
15 баллов за полный перечень основных действующих нормативно-правовых актов в части, касающейся объекта закупки (низкая степень сложности выполнения),
25 баллов за порядок согласования/утверждения учетных документов, отражающий все этапы согласования/утверждения (средняя степень сложности выполнения),
60 баллов за изложенные подробно сведения о порядке, способах и/или методике оказания услуг по всем категориям дел в соответствии с действующим законодательством со ссылками на применяемые нормы права (высокая степень сложности выполнения).
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценке "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по следующей формуле:
БХi =КЗ х Xi, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Xi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Отсутствие в составе заявки сведений и копий документов по показателю "Качество выполнения работ", не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям".
При этом, Заказчиком не раскрыты понятия "перечень не в полном объеме", "порядок отражает не все этапы согласования/утверждения", "сведения не в полном объеме, и/или без ссылок на действующее законодательство", "перечень полный", "порядок отражает", "сведения изложены верно и подробно" и.т.д.
Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления порядка оценки по указанному подпоказателю, в связи с отсутствием исчерпывающего перечня сведений, подлежащих оценке, и соответственно представляемых участниками закупки в составе заявок, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по подпоказателю "Качество оказания услуг", что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, порядок оценки по критерию "Характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4) Заказчиком в критериях оценки по подпоказателю "Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области оказания услуг специалистов" установлено, в том числе следующее:
"Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
- предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, составляет 6 сотрудников.
По показателю квалификация участника закупки при оценке учитывается наличие в штате организации специалистов, имеющих следующее образование, соответствующее профилю оказываемых услуг:
- высшее образование по специальности "историк-архивист";
- высшее образование по специальности "архивоведение, документоведение";
- дополнительное профессиональное образование в области архивного дела.
К рассмотрению принимаются:
- копии документов, подтверждающие наличие высшего образования по специальности "историк-архивист", "архивоведение, документоведение", дополнительного профессионального образования в области архивного дела;
- копии трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предельное максимальное значение составляет 6 сотрудников.
Отсутствие в составе заявки сведений и копий документов по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленными настоящим ПОРЯДКОМ рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки формулы расчета баллов по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не противоречит Положению и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о принятии к оценке специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки, является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность представить информацию о специалистах, оказывающих услуги на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлены требования к оказанию услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"При оказании услуг необходимо использовать качественные материалы, соответствующие современным требованиям к обеспечению сохранности документов постоянного срока хранения.
Бумага офисная |
Должна соответствовать рекомендациям ГОСТа Р 58106-2018 |
При этом, на заседании Комиссии установлено, что действие ГОСТ Р 58106-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Бумага для офисной техники. Технические условия" приостановлено с 05.02.2020 Приказом Росстандарта от 05.02.2020 N 31-ст, кроме договорных правоотношений, возникших до вступления в силу настоящего Приказа.
Таким образом, действия Заказчика в части установления в Описании объекта закупки требований о соответствии используемого материала недействующему нормативному документу, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова Александра Викторовича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.06.2022 N 050/06/105-21705/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 июня 2022 г. N 050/06/105-21705/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022