Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Ф.А. "__" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"__"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__"Ш.Ш. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее ГУ-ОПФ РФ по РТ):
- "__"С.С., действующий на основании доверенности от 14.10.2022 года;
от - ИП "__":
- "__" С.К., действующая на основании выписки из ЕГРИП,
рассмотрев обращение (вх. N 2502 от 16.06.2022 года) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя "__" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года на поставку кондиционеров на сумму 199 000 рублей, и в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 17.06.2022 года N 163 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100000122000013.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "__" С.К. были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении, а также пояснил, что ИП "__" С.К. два раза поставила кондиционеры, несоответствующие требованиям спецификации государственного контракта N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года, в которой было указано о необходимости поставить кондиционеры со страной происхождения Российская Федерация, а не Китай, как поставляла ИП "__" С.К.
ИП "__" С.К. пояснила, что причиной ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года послужило незнание Закона о контрактной системе, также не смогла найти кондиционеры в свободной продаже со страной происхождения Российская Федерация, в связи с чем, были попытки поставить аналогичные кондиционеры по техническим характеристикам, но со страной происхождения Китай, также ИП "__" С.К. созванивалась с российским производителем торговой марки "Бирюса", который пояснил, что кондиционеры с характеристиками, указанными в государственном контракте N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года уже не выпускаются из-за отсутствия комплектующих. Решение от 0106.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года получила по электронной почте 01.06.2022 года.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-54/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ГУ-ОПФ РФ по РТ в ЕИС 09.03.2022 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0212100000122000013 "Поставка кондиционеров", начальная (максимальная) цена контракта: 200 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0212100000122000013 от 21.03.2022 года было подано 2 заявки, признанные соответствующие требованиям аукционной документации.
01.04.2022 года между ГУ-ОПФ РФ по РТ и ИП "__" С.К. заключен государственный контракт N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года на поставку кондиционеров со следующей спецификацией:
N п/п |
Наименование и характеристики товара |
Страна происхождения товара |
Единица измерения |
Количество товара |
Цена за единицу товара (руб.) |
Стоимость товара (руб.) |
1 |
Кондиционер бытовой вид кондиционера - сплит-система; тип кондиционера инверторный; режим работы кондиционера - охлаждение, обогрев; дополнительные функции - режим автоматической поддержки температуры, устройство зимнего пуска кондиционера; мощность в режиме охлаждения 7 Киловатт; тип внутреннего блока - настенный; класс энергоэффективности (в режиме охлаждения, в режиме нагрева) - А. |
Российская Федерация |
штука |
2 |
99500,00 |
199000,00 |
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 4.3.2 государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года предусмотрено, что заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом, Федеральным законом от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон о контрактной системе вступившие в силу с 01.01.2022 года.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года принято 01.06.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 01.06.2022 года.
Однако, как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года в адрес ИП "__" С.К., посредством почтового отправления в соответствии со статьей 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, не направлялось.
При этом, как подтвердила ИП "__" С.К. на ее электронную почту поступило решение от 01.06.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года.
Таким образом решение от 01.06.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года вступило в законную силу 13.06.2022 года.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно сведениям (вх. 2560 от 21.06.2022 года) ГУ-ОПФ РФ по РТ в рамках исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года велась следующая переписка:
- письмо ГУ-ОПФ РФ по РТ (исх. N МД-5540/3413 от 26.04.2022 года) о несоответствии кондиционеров ROVEX RS-24CBS4 в количестве 2 шт. не соответствующих требованиям спецификации государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года по режиму охлаждения и стране происхождения;
- претензия ГУ-ОПФ РФ по РТ (исх. N СК-5540/3626) о необходимости поставки товара;
- гарантийное письмо ИП "__" С.К. от 12.05.2022 года о поставке до 31.05.2022 года новых кондиционеров согласно спецификации государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года;
- решение от 01.06.2022 года б/н ГУ-ОПФ РФ по РТ об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года;
- заключение ГУ-ОПФ РФ по РТ по результатам экспертизы исполнения государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года;
- мотивированный отказ ГУ-ОПФ РФ по РТ (исх. N СК-5540/4844 от 08.06.2022 года) от подписания акта по поставке кондиционеров марки DAHATSU DS-24i со страной происхождения Китай.
Таким образом, учитывая, что ИП "__" С.К. предпринимала действия по исполнению государственного контракта N 2022.12 от 01.04.2022 года, умышленно не уклонялась от исполнения указанного контракта, отсутствием намерений причинить вред заказчику, то основания для включении информации об ИП "__" С.К. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственного учреждения - Отделение Пенсионный фонд Российской Федерации по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "__" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2022.12 от 01.04.2022 года на поставку кондиционеров, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии Ф.А. "__"
Члены Комиссии С.С. "__"
Ш.Ш. "__"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 июня 2022 г. N 017/06/104-54/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022