Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интереса:
- МБДОУ "Детский сад N1 "Ласточка" городского округа Судак" (далее - Заказчик) - Павлык Е.А. (по доверенности);
- ИП Колосов Михаил Викторович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Капитальный ремонт ограждения территории МБДОУ "Детский сад N1 "Ласточка" городского округа Судак"" (извещение N 0375300009022000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки: наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта", поскольку оценке подлежат исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающего (-их) выполнение работ: по установке и/или капитальному ремонту ограждений и/или проведение ремонтно-отделочных и/или общестроительных работ и/или проведение работ по благоустройству, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
При этом в силу части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 28 Постановления Правительства РФ N 2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе извещения о проведении Закупки установлены следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
1. |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, показатели в отношении нестоимостных критериев оценки, их значимость и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
1. Цена контракта Величина значимости критерия: 60% Коэффициент значимости критерия оценки: 0,6
Значение количества баллов по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги". 2. Нестоимостные критерии оценки заявок: Квалификация участников закупки: наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта. Детализирующий показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров. Величина значимости критерия: 40%. Коэффициент значимости критерия оценки: 0,40. Для оценки заявки участника закупки по показателю "Наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, общая цена исполненных участником закупки договоров" применяются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ сопоставимого характера и объема. Работы сопоставимого предмету закупки характера и объема - это: работы по установке и/или капитальному ремонту ограждений и/или проведение ремонтно-отделочных и/или общестроительных работ и/или проведение работ по благоустройству. Цена каждого договора (контракта) должна быть не менее начальной (максимальной) цены закупки. Все договоры (контракты) должны быть успешно исполненные, без выставления неустоек (штрафов, пеней). Дата заключения договора (контракта) не ранее 01.01.2019. Учитывается предоставление в составе заявки следующих копий подтверждающих документов: - копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) по предмету, аналогичному предмету конкурентной закупки в полном объеме и со всеми приложениями; - копии актов выполненных работ (по форме КС-2) и/или справки о стоимости работ (КС-3) и/или акта (актов) приемки выполненных работ по предмету, аналогичному предмету конкурентной закупки; При оценке в расчет не будут приниматься договоры (контракты) с выявленными нарушениями их исполнения, а также копии договоров (контрактов) представленные не в полном объеме. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке. Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Оценка происходит по суммарному количеству исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема. В случае отсутствия в составе заявки на закупку информации, подтверждающей опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, показателю присваивается значение "Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема" и проставляется "0" баллов. В случае непредставления в составе заявки на закупку опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, показателю присваивается значение "Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема" и проставляется "0" баллов. В случае непредставления в полном объеме в составе заявки на закупку информации по исполненному контракту (договору), показателю присваивается значение "Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема" и проставляется "0" баллов. В случае, если исполненный контракт (договор) исполнен не за период с 01.01.2019 г, при определении баллов по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" такой контракт (договор) не учитывается. В случае, если в форме "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (приложение N 1) указан контракт (договор), отсутствующий в составе заявки на закупку, либо представленный в составе заявки на закупку контракт (договор) не указан в форме "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (приложение N 1), при определении баллов по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" такой контракт (договор) не учитывается.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" определяется по формуле:
где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
При этом, комиссией Крымского УФАС России установлено, что подпунктом в) пункта 31 Постановления Правительства РФ N2604 установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Установлено, что Заказчиком по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки: наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" установлено, что оценке подлежат исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающего (-их) выполнение работ: по установке и/или капитальному ремонту ограждений и/или проведение ремонтно-отделочных и/или общестроительных работ и/или проведение работ по благоустройству, что не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ N2604.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия Крымского УФАС считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки: наличие опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" неправомерно установлено требование, что к оценке принимаются только договоры (контракты), заключенные не ранее 01.01.2019 г.
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что требование в порядке оценки заявок извещения о проведении Закупки о предоставлении договоров (контрактов), заключенных не ранее 01.01.2019 г. является неправомерным, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
При этом, подпункт г) пункта 28 Постановления Правительства РФ N2604 не устанавливает ограничения по срокам заключения договоров, уточняя только то, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
С учетом вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 4 часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией не было установлено, что допущенное нарушение повлияло на результаты определения поставщика, ввиду чего принято решение предписание об устранении нарушений не выдавать.
В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, переданы на основании решения по делу N 082/06/106-800/2022 от 01.07.2022 соответствующему должностному лицу Управления, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 июля 2022 г. N 082/06/106-801/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022