На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение цеха механической обработки деталей" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0448000001616000001) (далее - Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение цеха механической обработки деталей" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0448000001616000002) (далее - Аукцион N 2) (далее - Аукционы),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контрактов при проведении Аукционов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что при проведении Аукционов Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещений об Аукционах).
В ходе проведения внеплановой проверки 20.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.06.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.03.2016;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3)начальная (максимальная) цена контракта - 271 783 049,04 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных инвестиций,КБК - 259020916Ш6605451530;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 04.04.2016;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7)дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 1 - 08.04.2016;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе
Аукцион N 1 признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения первых частей заявок только 1 заявка участника закупки (ООО ИКФ "Солвер") признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 1 и Закона о контрактной системе;
9)между Заказчиком и ООО ИКФ "Солвер" заключен контракт от 28.04.2016
N 0448000001616000001-0333767-01 (реестровый номер контракта в ЕИС 4504700822016000003).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.03.2016;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3)начальная (максимальная) цена контракта - 399 569 327,94 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных инвестиций,КБК - 259020916Ш6605451530;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 04.04.2016;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7)дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 2 - 08.04.2016;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе
Аукцион N 2 признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения первых частей заявок только 1 заявка участника закупки (ООО ИКФ "Солвер") признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 2 и Закона о контрактной системе;
9)между Заказчиком и ООО ИКФ "Солвер" заключен контракт от 28.04.2016
N 0448000001616000001-0333767-01 (реестровый номер контракта в ЕИС 4504700822016000002).
В соответствии с документациями об Аукционах закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных
Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков),а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещений об Аукционах) утверждено положение об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения при осуществлении закупок продукции начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта с единственным поставщиком определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных Положением.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Закона о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам,или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 17 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 3.3.1 Рекомендаций в целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Рекомендаций.
На заседании Комиссии установлено, что согласно документации об Аукционах при обосновании начальной (максимальной) цены контрактов Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком направлены запросы на получение коммерческих предложений (далее - Запросы) потенциальным участникам закупки и получены три коммерческих предложения по Аукциону N 1 от ООО "Станки и технологии" письмом от 03.03.2016 б/н (далее - Предложение N 1), от ООО "СФТ Азия" письмом от 03.03.2016 б/н (далее - Предложение N 2), от ООО ИКФ "Солвер" письмом от 03.03.2016
N 21603-03 (далее - Предложение N 3), три коммерческих предложения по Аукциону N 2 от ООО "СФТ Азия" письмом от 03.03.2016 б/н (далее - Предложение N 4), от ООО "Станки и технологии" письмом от 03.03.2016 б/н (далее - Предложение N 5), от ООО ИКФ "Солвер" письмом от 03.03.2016
N 2106-2 (Предложение N 6), на основании которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта по Аукционам в соответствии с требованиями
Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в указанных коммерческих предложениях отсутствует указание на исходящие номера запросов, в ответ на которые они представляются.
Кроме того в Предложениях NN 1, 2, 4, 5 отсутствуют характеристики товара.
Учитывая изложенное, представленные ответы (коммерческие предложения) не позволяют однозначным образом установить идентичность указанных в документациях об Аукционах характеристик товаров предлагаемым к поставке товарам для формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом Комиссией установлено, что в соответствии со статьей 4.5
КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 22
Закона о контрактной системе.
2.Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключены контракты.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 28.06.2022 по делу N П-213/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2022 г. N П-213/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022