На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ГКУ НСО "УКСис" (далее - Заявитель, Уполномоченный орган), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО "ЦСПН Здвинского района" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по продлению лицензии на использование антивирусного программного обеспечения Kaspersky (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000622003026) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действие Оператора электронной площадки 22.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.06.2022.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 762 рубля;
4) источник финансирования - областной бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.05.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
7) по результатам рассмотрения заявок 2 участника закупки соответствуют требованиям, установленным в извещении об Аукционе и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Аукционе - 02.06.2022;
9) победителем Аукциона признано ООО "Форвард Софт Бизнес" с минимальным предложением о цене контракта в размере 14 643 рубля.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
На основании части 11 статьи 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании части 6 статьи 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:
1) в единой информационной системе и на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в единой информационной системе информацию, указанную в "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, заявки которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок.
Частью 7 статьи 5 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике закупки, направившем информацию и документы, и их содержания до направления в соответствии таких информации и документов заказчику, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Оператором электронной площадки в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки неправомерно размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписанный не членом комиссии по осуществлению закупки, а также Оператором электронной площадки не обеспечена конфиденциальность информации об участниках закупки и документов, направленных ими в составе заявок.
На заседании Комиссии установлено, что 31.05.2022 в 10:16 Заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) подписанный электронной подписью, владельцем которой является Арнст Э.Ю.
При этом на основании обращения Уполномоченного органа Оператором электронной площадки 31.05.2022 выполнена смена статуса Аукциона на "Подведение итогов" для повторной публикации протокола подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что 02.06.2022 в 12:48 протокол подведения итогов опубликован членом комиссии Уполномоченного органа Емельяновой А. А.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Законом о контрактной системе не определен порядок разграничения доступа к подписанию протоколов между членами комиссий заказчика и уполномоченного органа, при этом, объем полномочий пользователей заказчика определяется в каждом случае (конкретном субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и т.п.) индивидуально в соответствии с принятыми на соответствующем уровне правовыми актами, в связи с этим Оператор электронной площадки предоставляет возможность настроить доступ подведомственных организаций к выполнению юридически значимых действий, в связи с чем, на сайте Оператора электронной площадки предусмотрен сервис "Настройка" с подразделом "Настройка процедур". Так, для закрытия доступа к публикации протоколов, закрытия состава заявок от подведомственных заказчиков уполномоченный орган может использовать группу настроек "Настройки управления доступом подведомственных организаций". Все настройки организация осуществляет самостоятельно.
При этом, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Уполномоченным органом не установлено ограничение доступа представителей Заказчика к работе с протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с этим у Заказчика открыт доступ к заявкам и предоставлены полномочия на совершение действий от имени Уполномоченного органа.
Ограничение доступа Заказчика к публикации протоколов, просмотру и скачиванию заявок установлено пользователем Уполномоченного органа Воротниковым А.И. 31.05.2022 в 12:01.
Таким образом, первоначальная публикация протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выполнена до закрытия доступа Заказчику - 31.05.2022 в 10:16.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что конфиденциальность обеспечивается до момента направления информации и документов Заказчику, а применительно к Аукциону - до направления их Уполномоченному органу.
Информация и документы участников Аукциона направлены Заказчику и Уполномоченному органу одновременно в соответствии с Законом о контрактной системе.
Дополнительно представитель Оператора электронной площадки пояснил, что согласно форматам взаимодействия Оператора электронной площадки и ЕИС, сведения о пользователях, в том числе роли пользователей, поступают Оператору электронной площадки в составе интеграционного пакета и соответствуют указанным в ЕИС, а также подписание контракта осуществляется Заказчиком (Уполномоченным органом) исключительно в ЕИС в силу положений статьи 51 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать довод ГКУ НСО "УКСис" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2022 г. N П-227/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022