Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Бойченко А.А. (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию административного здания и прилегающей территории Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013822000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки, а также установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные двумя позициями приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 01.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.07.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 23 545 437,84 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 09604012340390020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.06.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признано ООО "Бизнесконтакт" с предложением о цене контракта в размере 19 700 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, а также неправомерно установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки по двум позициям приложения к Постановлению N 2571.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно абзацу пятому пункта 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на выполнение услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию административного здания и прилегающей территории Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Услуги).
В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что техническим заданием (приложение N 1 к Извещению) (далее - Техническое задание) определен состав и содержание Услуг.
Так, например, в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию в соответствии с Техническим заданием исполнителю необходимо обеспечить круглосуточное обслуживание всех инженерных коммуникаций и систем здания, обеспечить функционирование систем электроснабжения, обеспечить обслуживание системы электроосвещения (ремонт и/или замена поврежденных участков электросети установочных изделий и осветительных приборов).
Также, согласно Техническому заданию в рамках оказания услуг по уборке исполнителю необходимо оказать услуги по основной уборке помещений, по поддерживающей уборке помещений, по генеральной уборке, по химической чистке ковровых покрытий и ковров и т.д.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по обслуживанию инженерных систем здания и услуги по комплексной уборке здания и прилегающей территории, поскольку регламент, функции, специфика выполнения Услуг являются различными, не имеют функциональной и технической зависимости друг от друга, а также требуют наличия специалистов с разной квалификацией.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заявитель обладает опытом выполнения работ, соответствующим позиции 14 приложения к Постановлению N 2571 (реестровый номер контракта в ЕИС - 2770206615721000046), при этом не обладает опытом, соответствующим позиции 36 приложения к Постановлению N 2571, в связи с чем не может принять участие в закупке ввиду установления в Извещении дополнительных требований по двум позициям Постановления N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объем работ по обслуживанию инженерных систем здания и объем услуг по комплексной уборке здания и прилегающей территории являются соразмерными, в связи с чем к участникам закупки установлены дополнительные требования по двум позициям приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установление дополнительных требований по двум позициям приложения к Постановлению N 2571 исключает возможность участия в закупке субъектов, обладающих опытом выполнения работ по техническому обслуживанию зданий, и не обладающих опытом оказания услуг по комплексной уборке зданий и прилегающей территории, что также аналогично по отношению к субъектам, обладающих только опытом оказания услуг по комплексной уборке зданий и прилегающей территории.
Кроме того, по мнению Комиссии, объединение вышеназванных работ и услуг в один лот приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют разные товарные рынки и не имеют функциональную и технологическую связь между собой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 6 статьи 31, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 4, 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2022 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным N 1 признана несоответствующей требованиям пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих опыт участника закупки в соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
При этом установление в Извещении ненадлежащих дополнительных требований к участникам закупки повлекло неправомерное отклонение заявки участника закупки с идентификационным N 1.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок, нарушают часть 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бойченко А.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.07.2022 по делу N 28/06/105-2185/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2022 г. N 28/06/105-2185/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022