Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом,и по международному гуманитарному сотрудничеству, о включении информации об ООО "ОПБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом,и по международному гуманитарному сотрудничеству представило в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "ОПБ" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 111.1 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, осуществляют закупки на территории иностранного государства в порядке, установленном Законом о контрактной системе для проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона в том числе учитывая,что информация и документы, предусмотренные Законом о контрактной системе, в единой информационной системе не размещаются.
Между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом,и по международному гуманитарному сотрудничеству в лице Руководителя представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом,и по международному гуманитарному сотрудничеству в Германии (далее - Заказчик) и ООО "ОПБ" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт от 31.12.2019 N 7 (далее - Контракт), цена которого составила 193 600 долларов США.
На основании пункта 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада (далее - Работы) здания Российского дома науки и культуры в Берлине, расположенного по адресу: 10117, Фридрихштрассе, 176-179, Федеративная Республика Германия далее - Объект).
Приложением N 3 к Контракту (в редакции Дополнительного соглашения к Контракту от 17.06.2020 N 1) установлены этапы выполнения Работ: 1 этап - предпроектное обследование со сроком выполнения этапа в течение 10 календарных дней с момента подписания Контракта;2 этап - разработка и согласование дизайн-проекта со сроком выполнения этапа до 18.06.2020; 3 этап - разработка, согласование, экспертиза проектной и сметной документации со сроком выполнения этапа до 08.09.2020;4 этап - разработка и согласование рабочей документации со сроком выполнения этапа до 28.10.2020; 5 этап - утверждение рабочей документации Заказчиком со сроком выполнения этапа до 07.11.2020.
Письмом от 25.09.2020 N исх. 603-09/2020 Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости продления срока выполнения Работ по Контракту в связи со сложившийся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Письмом от 12.05.2021 N исх. 140-05/2021 Подрядчик сообщил о невыполнении Работ по 3 и 4 этапам ввиду невозможности направления специалистов ООО "ОПБ" на Объект из-за сложившийся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо от 22.07.2021
N Р310-214 с требованием уплаты неустойки по Контракту, а также предложил рассмотреть вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Письмом от 28.07.2021 N 203-07/2021 Подрядчик сообщил о невозможности исполнения обязательств по Контракту в срок ввиду ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Федеративной Республики Германия.
На заседании Комиссии установлено из пояснений Заказчика,что Подрядчиком в рамках исполнения Контракта выполнены и сданы Работы по первым 2 этапам Контракта. Указанные этапы Заказчиком полностью оплачены. Вместе с тем дальнейшие этапы Работ по Контракту Подрядчиком не выполнены.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видом обязательств.
В силу пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Учитывая, что Подрядчик не выполнил Работы по Контракту в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 03.06.2022 б/н (далее - Решение).
Подпунктами "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик: не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона
N 360-ФЗ; в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком 04.06.2022 Решение направлено заказным письмом в адрес Подрядчика.
Заказчиком получено подтверждение о вручении Исполнителю Решения 14.06.2022, что является датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Заказчиком Решении.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены, выполнение Работ Подрядчиком не начиналось, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 27.06.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо,не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Доказательства наступления обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых Подрядчиком не были исполнены обязательства по Контракту, в распоряжении Комиссии не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-187820/2021-52-1294, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 N 09АП-13460/2022 по делу N А40-187820/21, установлено ненадлежащее исполнение обязанностей по Контракту Подрядчиком.
Представители Подрядчика на заседание Комиссии ФАС России не явились и доказательств о выполнении условий Контракта надлежащим образом или о невозможности выполнения условий Контракта не представили.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что причины Подрядчика, указанные в том числе в письмах от 12.05.2021
N исх. 140-05/2021, от 28.07.2021 N 203-07/2021 не являются следствием непреодолимой силы, в связи чем указанные обстоятельства являются предпринимательскими рисками Подрядчика информация об ООО "ОПБ" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "ОПБ" (123112, Москва, Тестовская ул., д. 10, оф. 1014, ИНН: 7722684200, генеральный директор - Панов А.В., ИНН: 771514179182, участник юридического лица - Пикушина А.В., ИНН: 503804580689), включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта сроком на 2 (два) года до 06.07.2024.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ОПБ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.06..22 |
30.06.22 |
30.06.22 |
0 |
30.06.22 |
07.07.22 |
06.07.22 |
0 |
11.07.22 |
11.07.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2022 г. N 22/44/104/227
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022