Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 04.07.2022.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение областного бюджетного учреждения "Информационно-технический центр" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта N21-ЭА2-845 от 13.01.2022 на поставку мультимедийного оборудования (реестровый номер 2482305273122000002), заключенного с ООО "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846500000621000773, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ" (далее также - общество, поставщик) условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 03.06.2022 N255 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителей:
- областного бюджетного учреждения "Информационно-технический центр": _.. (по доверенности),
- ООО "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ": _.. (по доверенности), посредством видеоконференцсвязи.
Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, по поставке требуемого товара, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель общества, присутствующий на проведении проверки, в числе прочего пояснил, что поставщиком совершались действия, направленные на надлежащим образом исполнения условий контракта.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 28.06.2022 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N21-ЭА2-845 от 13.01.2022 на поставку мультимедийного оборудования (реестровый номер 2482305273122000002), заключенного с ООО "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846500000621000773.
13.01.2022 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N21-ЭА2-845 от 13.01.2022 на поставку мультимедийного оборудования (реестровый номер 2482305273122000002) (далее -контракт).
В силу п.1.1-1.2 контракта, поставщик обязуется поставить мультимедийное оборудование (далее - Товар), а заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
При этом, в силу п.3.1. контракта, поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Липецк, ул. Ленина-Соборная, д.1, склад Заказчика, цокольный этаж (далее - место доставки), в срок до 28.02.2022.
Согласно п.3.2.-3.6 контракта, оформление документа о приемке поставленного Товара (за исключением отдельного этапа исполнения Контракта) осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии Законом о контрактной системе в порядке и в сроки, установленные разделом VIII Контракта.
Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 15 дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает акт приема-передачи Товара (отдельного этапа исполнения Контракта), товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
Кроме того, п.4.1.1 контракта поставщик обязался поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
А в соответствии с п.4.4.1 контракта заказчик вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Как было установлено, в срок, предусмотренный контрактом - до 28.02.2022 требуемый заказчику товар обществом поставлен не был.
Между тем, 02.02.2022 заказчику от общества поступило письмо, в котором последний предлагал к поставке товар с улучшенными характеристиками.
Однако, заказчик письмом от 11.02.2022 отказал в приемке предлагаемого обществом товара, поскольку установил, что данный товар не содержит улучшенные характеристики.
01.03.2022 обществом в адрес заказчика было направлено письмо о том, что в связи с экономическим положением в стране, связанным с проводимой спецоперацией на Украине, поставка товара по контракту будет осуществлена до 30.04.2022.
В ответ на указанное письмо заказчик 18.03.2022 в адрес общества направил письмо с просьбой подтвердить поставку товара в срок до 30.04.2022.
Как установлено, общество письмом от 21.03.2022 уведомило заказчика об отсутствии возможности осуществить поставку требуемого заказчику товара, в том числе, в связи с критической ситуацией из-за введенных санкций с поставкой оборудования из Европейских стран, которые непосредственно указаны в контракте.
Наличие указанных в письме обстоятельств, приведших к невозможности осуществления обществом поставки товара, а также тот факт, что товар доставлялся из Китая и был задержан на границе с Казахстаном и впоследствии возвращен обратно в Китай, подтвердил присутствующий на проведении проверки представитель общества.
Вместе с тем, поскольку поставщиком в предусмотренный контрактом срок (до 28.02.2022), а также в срок, который общество самостоятельно для себя определило как срок поставки товара - до 30.04.2022, не осуществлена поставка требуемого заказчику товара, заказчиком 31.05.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Пункты 4.4.7., 12.2 контракта предусматривают право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как установлено, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое заказчиком 31.05.2022, в этот же день размещено в единой информационной системе и направлено поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.
При этом установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и контракт был расторгнут 28.06.2022, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.ч.1-3 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства по контракту, и представленными документами подтверждено принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "АЙТИ-ТЕХНОЛОГИИ" (ИНН 7806554906).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июля 2022 г. N РНП-48-83с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2022