Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 05.07.2022.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 27.06.2022 N 296, Комиссией Липецкого УФАС России,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (по доверенности),
- ООО "Эттон Груп" (по доверенности),
проведена проверка соблюдения Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - Фонд) требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации программного комплекса (реестровый номер 2046000000122000058) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 27.06.2022, окончена 01.07.2022.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России 06.06.2022 поступило обращение от ООО "Эттон Груп" (далее - заявитель) (вх. N 4685), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе.
По мнению представителя заявителя, рассматриваемая закупка проведена Фондом с нарушением Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки составлено с нарушением: отсутствует информация о правообладателе программного обеспечения, которое необходимо модернизировать в целях проведения настоящего электронного аукциона. Также, представитель заявителя пояснила, что данное нарушение влечет ограничение конкуренции при осуществлении закупки. Кроме того, представитель заявителя добавила, что рассматриваемая закупка является нецелесообразной в связи с тем, что у Фонда уже имеется программное обеспечение с аналогичным функционалом, разработанное заявителем, и соответственно принадлежащее ему.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
30.05.2022 в ЕИС Фондом размещено извещение с приложениями о проведении электронного аукциона.
Объектом закупки является оказание услуг по модернизации программного комплекса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 000 000,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно положениям статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принимая во внимание положения статьи 3 Закона о контрактной системе, региональные операторы не являются заказчиками в понимании Закона о контрактной системе, за исключением положений части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом о контрактной системе, в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Таким образом, проведение торгов в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о контрактной системе в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения ст. 14, ст. 23, ст. 28 - 30, ст. 34, ст. 35 настоящего Федерального закона не применяются.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
03.06.2022, до окончания подачи заявок, на электронную площадку поступил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки со следующим содержанием: "Просим разъяснить, кому принадлежат исключительные права на программное обеспечение "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта"? 2. Будут ли Заказчиком предоставлены права на программное обеспечение "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта" Исполнителю в объеме, достаточном для исполнения контракта? Если да, то в каком порядке? Или Исполнитель должен самостоятельно получить данные права?".
06.06.2022 Фондом размещены разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона со следующим содержанием: "Исключительные права на программное обеспечение "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта" принадлежат ООО "БСТ".
Заказчик ПО владеет простым (неисключительным) правом использования программного обеспечения "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта" на основании лицензионного договора.
Исполнитель в рамках исполнения контракта должен самостоятельно решать вопрос предоставления прав программное обеспечение "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта" в объеме, достаточном для исполнения контракта".
Кроме того, в силу п. 1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по модернизации программного комплекса "Информационно-аналитическая система управления региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Липецкой области" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять выполненные результаты Услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В силу п. 1.8 Технического задания оказание услуг должно проводиться на основе и с использованием результатов услуг по лицензионному договору о предоставлении права использования программного обеспечения. Исполнитель должен обладать правами на изменение кода программного обеспечения "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта", характеристики которого указаны в п.3.2. данного Технического задания.
Модернизированная Система предоставляется в виде прикладных функциональных сервисов по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS) на существующей платформе "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта", эксплуатируемой региональным оператором Липецкой области.
В пункте 3.1 контракта установлено, что Исполнитель самостоятельно определяет способ и порядок выполнения Услуг, в случае если это не противоречит Техническому заданию (Приложение N 1) к настоящему контракту.
Пунктом 4.2.3 также определено, что заказчик обязан предоставлять Исполнителю информацию, необходимую для выполнения Услуг, доступ к обслуживаемому программному комплексу, а также оказывать иное содействие, необходимое для выполнения Услуг.
При этом, как установлено, на официальном сайте Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержатся сведения о программном обеспечении "Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта", которое модернизируется в целях осуществления рассматриваемого электронного аукциона, а также о ее правообладателе - ООО "БСТ".
Более того, представители Фонда также пояснили, что 01.02.2019 между Фондом и заявителем был заключен контракт на оказание услуги по техническому сопровождению информационной системы "Единый программный комплекс Липецкой области по управлению региональной системой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области" (реестровый номер извещения 2046000000118000116). Согласно пояснениям представителей Фонда, контракт исполнен заявителем и оплачен заказчиком, при этом, срок действия контракта истек 31.12.2019. Соответственно с 2020 года программное обеспечение технически не сопровождалось и потеряло свою актуальность.
Согласно сведениям ЕИС, по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона, 20.06.2022 между Фондом и ООО "БТС" заключен контракт на оказание услуг по модернизации программного комплекса.
Относительно довода о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации программного комплекса (реестровый номер 2046000000122000058) нарушения Закона о контрактной системы не установлены.
2. Довод жалобы о нарушении заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривался
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июля 2022 г. N 048/06/99-638/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022