Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СЕВЛОГИСТИКТРЕЙД" на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0160300024022000009 "Выполнение работ по монтажу системы безопасности антитеррористической защищенности, охранного освещения периметра на объекте: МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области" для нужд Управления образованием Перелюбского района"
УСТАНОВИЛА:
30.06.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СЕВЛОГИСТИКТРЕЙД" на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0160300024022000009 "Выполнение работ по монтажу системы безопасности антитеррористической защищенности, охранного освещения периметра на объекте: МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области" для нужд Управления образованием Перелюбского района." (далее- Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далееПостановление Правительства N 2571).
Заявитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседании Комиссии Саратовского УФАС России не присутствовал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки (далее- Извещение).
Заказчиком по данному Аукциону является Управление образования Перелюбского района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 010 900,00 рублей.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской
Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования идругих материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенногоуровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно п. 3.1 Извещения об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам "в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ".
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ система инженернотехнического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 "Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения" инженерная система (здания или сооружения): Одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.) обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
Приложением 9 к ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, установлено, что в Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, включено устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления. Также системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Объектом закупки являются работы по монтажу системы безопасности которая является инженерной системой.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не присутствовал, не опроверг пояснения Заказчика.
Пунктом 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ покапитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающеговыполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работпо строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: исполненный договор; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы
"Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Пунктом 3 Постановления Правительства N 2571 установлено, что позиция 10 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 010 900,00 рублей.
Таким образом, по данному Аукциону не должны применяться дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 2571.
Действия Заказчика, не установившего в Извещении дополнительные требования и исчерпывающий перечень документов, которые участники закупки, должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 2571 нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя является обоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении установлено требование, не относящиеся к предмету закупки.
Согласно абз. 8 п. 7 "Условия выполнения работ" Приложение 1 к извещению Заказчиком установлено - "в течении 2 (двух) рабочих дня с даты заключения Государственного Контракта Подрядчик предоставляет Государственному заказчику список сотрудников и автотранспорта подрядной организации, задействованных на выполнении работ, для оформления допуска на строительные площадки УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве. Сотрудники Подрядчика должны иметь Российское гражданство или документ, подтверждающий право иностранного работника на осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Представитель Заказчика данный факт объяснить не смог, указывал на техническую ошибку.
Заказчик, установив ненадлежащие требования к описанию объекта закупки требования не относящиеся к предмету закупки нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод Заявителя также обоснован.
Согласно п. 4 извещения об Аукционе Заказчиком установлено: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом РФ к лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства: являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ), иметь право осуществлять работы, предусмотренные контрактом".
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Федеральным законом от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ, слово "трех" заменено словом "десяти".
Согласно части 2.1. статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Комиссией установлено, что объектом закупки являются работы по монтажу системы безопасности антитеррористической защищенности, охранного освещения периметра.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 010 900,00 руб.
В связи с тем, что НМЦК рассматриваемой закупки менее установленного частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ минимального размера обязательств по договору строительного подряда для выполнения по договору строительных работ, требующих членства в СРО Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки действующего допуска СРО в области строительства.
Довод Заявителя является обоснованным.
Согласно пояснениям Заказчика допущенные нарушения не привели к отклонению заявок, в связи с чем Комиссия решила предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СЕВЛОГИСТИКТРЕЙД" на действия Заказчика
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0160300024022000009 "Выполнение работ по монтажу системы безопасности антитеррористической защищенности, охранного освещения периметра на объекте: МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области" для нужд Управления образованием Перелюбского района." обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Управления образованием Перелюбскогорайона Саратовской области нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать ввиду того,что нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России,материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 июля 2022 г. N 064/06/33-539/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022