Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО "Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2" <_>, доверенность от 10.04.2022, представителя Министерства образования и науки Республики Бурятия <_>, доверенность от 30.06.2022, представителей Республиканского агентства по государственным закупкам <_>, доверенность от 24.01.2022, <_>, доверенность от 11.01.2022 N 03,
рассмотрев жалобу ООО "Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2" (далее - Заявитель, ООО "ГЭПИЦентр-2") (вх. от 27.06.2022 N 4018) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - Министерства образования и науки Республики Бурятия (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Республики Бурятия, а также муниципальными образовательными организациями и иными организациями, расположенными на территории Республики Бурятия и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия в сфере дошкольного и среднего профессионального образования в 2022 году, N 0102200001622002751 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель не согласен с решением комиссии об осуществлении закупок, в связи с неправомерной оценкой заявок участников закупки по критерию "Цена контракта". Указывает, что по результатам оценки заявок по данному критерию всем участникам, кроме победителя Конкурса, присвоено "0" баллов, что нарушает требования Закона о контрактной системе, Положения об оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604). Полагает, что победителем закупки должно было быть определено ООО "ГЭПИЦентр-2".
Кроме того, обращает внимание на то, что Заказчик не сможет заключить контракт с победителем Конкурса - ИП <_>, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" (далее - Закон N 392-ФЗ) сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг осуществляются только организациями, с которыми заключены государственные или муниципальные контракты на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению указанной информации.
Заявитель просит выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают, что в действиях конкурсной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе. Представлены письменные возражения на жалобу. На заседании Комиссии Заказчик, Уполномоченный орган поддержали доводы, изложенные в письменной форме, просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
02.06.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса N 0102200001622002751. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 960 000,00 рублей. На участие в Конкурсе подано 10 заявок, из них 1 заявка (N112124878) признана несоответствующей требованиям закона и извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.06.2022 по результатам подведения итогов победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник закупки с идентификационным номером заявки N 112120232 (ИП <_>), которому присвоен первый порядковый номер в результате оценки заявок.
Примечание
Заявкам 112107203, 112108216, 112018445, 112111598, 112092325, 112117953, 112125356, 112125993 присвоено "0" баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и с учетом Письма Министерства финансов Российской Федерации от 09 февраля 2022 г. N 24-01-07/8697 (Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение (-100 рублей) в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов).
Приложением N 1 к настоящему протоколу предусмотрено:
Перечень документов и сведений |
ЗаявкаN1 |
ЗаявкаN2 |
ЗаявкаN3 |
||
112107203 |
112108216 |
112018445 |
|||
1 |
Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Из числа представленных контрактов к оценке как соответствующие порядку оценки заявок контракты (договоры) не приняты |
Из числа представленных контрактов приняты к оценке как соответствующие порядку оценки заявок 1 контракт (договор) |
Из числа представленных контрактов (договоров) соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация |
Из представленных документов специалистов соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Документы специалистов не представлены |
Из представленных документов специалистов соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
||
2 |
Предложение участников закупки о цене контракта |
2 900 777,00 руб. |
2 999 000,00 руб. |
699 000,00 руб. |
Перечень документов и сведений |
ЗаявкаN4 |
ЗаявкаN5 |
ЗаявкаN6 |
||
112111598 |
112120232 |
112092325 |
|||
1 |
Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Из числа представленных контрактов (договоров) соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Контракты (договоры) не представлены |
Из числа представленных контрактов приняты к оценке как соответствующие порядку оценки заявок 4 контракта (договора) |
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация |
Из представленных документов специалистов Участника соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Документы специалистов не представлены |
Из представленных документов специалистов соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
||
2 |
Предложение участников закупки о цене контракта |
3 700 000,00 руб. |
-100,00 руб. |
1 350 000,00 руб. |
|
Перечень документов и сведений |
ЗаявкаN7 |
ЗаявкаN8 |
ЗаявкаN10 |
||
112117953 |
112125356 |
112125993 |
|||
1 |
Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Из числа представленных контрактов (договоров) соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Контракты (договоры) не представлены. |
Из числа представленных контрактов (договоров) соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация |
Из представленных документов специалистов соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
Документы специалистов не представлены. |
Из представленных документов специалистов соответствующих порядку оценки соответствует предельному максимальному значению которое равно 5. |
||
2 |
Предложение участников закупки о цене контракта |
920 000,00 руб. |
1 260 000,00 руб. |
1 300 000,00 руб. |
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно частям 1, 4, статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 15 статьи 48 настоящего закона не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок).
Положение об оценке заявок устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения об оценке заявок).
Положение об оценке заявок устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения об оценке заявок).
В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения об оценке заявок если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
При этом в пунктах 9 и 10 Положения об оценке заявок также указано:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
В составе извещения об осуществлении закупки размещен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Критериями оценки по Конкурсу являются: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Довод Заявителя, что по обжалуемому критерию заявки участников закупки, кроме победителя, должны были быть оценены по формуле пп. "а" п. 10 Положения об оценке заявок, признается несостоятельным, так как формула, предусмотренная подпунктом "а" пункта 10 указанного Положения, в данном случае не подлежит применению. Участники, предложившие более высокую цену контракта, получили бы по критерию - цена контракта большее количество баллов, чем участники закупки, предложившие меньшую цену. Такая оценка не соответствует основным положениям Федерального закона о контрактной системе о том, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 14.02.2022 N 24-01-09/10138, от 09.02.2022 N 24-01-07/8697, заказчику надлежало присваивать каждому ценовому предложению, которое превышает лучшее ценовое предложение (-100 рублей) в два или более раза, 0 баллов.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в части осуществления процедуры оценки заявок на участие в конкурсе участников закупки.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик не сможет заключить контракт с победителем Конкурса, Комиссия поясняет, что у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для признания заявки победителя несоответствующей требованиям извещения, так как победитель предоставила декларацию об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Следовательно, если Заказчик при заключении контракта установит такие нарушения, то должен отказаться от заключения с ней контракта.
Довод Заказчика и Уполномоченного органа о нарушении Заявителем и победителем требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части имеющихся между ними признаков сговора на торгах, не может быть рассмотрен, так как данный довод образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции и выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, Заказчик, Уполномоченный орган имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 с приложением подтверждающих документов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2"" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 4 июля 2022 г. N 003/06/48-548/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022