Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие индивидуального предпринимателя _., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-434/2022;
в присутствии представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" - _, действующего на основании доверенности б/н от 04.07.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 06 июля 2022 года жалобу индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП _, Заявитель) на действия Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309100002422000020 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети с сетью горячего водоснабжения" для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29.06.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 04.07.2022 года N252/22 рассмотрение жалобы назначено на 05.07.2022 года в 15 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 04.07.2022 года N252/22 о назначении дела N 013/06/42-434/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
05.07.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 30 минут 06.07.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N 0309100002422000020 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 22.06.2022 15:57 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 854 166,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.06.2022 10:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 30.06.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 01.07.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 10 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) о наличие опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), поскольку начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн. рублей.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N371/22 от 06.07.2022 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Из письменных возражений Заказчика следует, что согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) тепловая сеть, сеть горячего водоснабжения являются линейными объектами, при этом позиция 10 приложения к Постановлению N 2571 о наличие у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства содержит исключения в части линейного объекта. Поэтому при подаче заявки на участие в Аукционе потенциальный Исполнитель должен был учесть, что объект является линейным, следовательно, соответствие дополнительным требованиям согласно Постановлению N2571 соблюдать не нужно.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, заслушав пояснения представителя Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Согласно позиции 10 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571 также определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0309100002422000020 объектом закупки является капитальный ремонт тепловой сети с сетью горячего водоснабжения для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" (начальная (максимальная) цена контракта - 9 854 166,00 рублей). Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки данным требованиям.
Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что совокупность положений пунктов 10, 10.1, 14.3, 24 статьи 1 ГрК РФ позволяет отнести тепловые сети к линейным объектам. При этом, дополнительные требования к участникам закупок о наличие опыта выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта установлены позицией 11 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Учитывая изложенное Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что поскольку начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей (9 854 166,00 рублей), то установление заказчиком - Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 не соответствует части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы признается Комиссией Мордовского УФАС России обоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841 /пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования ) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Согласно пункту 1 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) устанавливает общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:
1) подрядных работ по:
инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;
реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;
2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.
Пунктом 5 Порядка установлено, что НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется заказчиком проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола (пункт 7 Порядка).
В силу пункта 24 Порядка расчет НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, рекомендуемый образец такого расчета приведен в приложении N4 к Порядку.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав положения раздела извещения "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (размещенного на сайте 22.06.2022 15:57 (МСК)), приходит к выводу, что Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтены положения Приказа N 841/пр, что нарушает положения пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Изучив проект контракта, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что указанное положение в части срока предоставления нового обеспечения исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в проекте контракта отсутствует.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, образующие признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП _ на действия Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" при проведении электронного аукциона N 0309100002422000020 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети с сетью горячего водоснабжения" для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 30 статьи 34, пункта 12 части 1, пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 6 июля 2022 г. N 013/06/42-434/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022