Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- врио заместителя руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дондуков А.К. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России: уведомленного надлежащим образом,
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "ГРИН": ___________________________ (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "ГРИН" (ИНН 5401967683, 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, дом 40, корпус 10, офис 5) на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона (извещение N 0351100021322000269) на поставку моющих средств,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ГРИН" (ИНН 5401967683, 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, дом 40, корпус 10, офис 5) с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона (извещение N 0351100021322000269) на поставку моющих средств.
Суть жалобы ООО "ГРИН" заключается в следующем.
ООО "ГРИН" приняло участие в электронном аукционе на поставку моющих средств.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 заявка ООО "ГРИН" была признана несоответствующей извещению об осуществлении закупки с обоснованием выявления заказчиком недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Закон о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.
Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению установлено, что при подаче заявки на участие в электронном аукционе описание товара, предлагаемого к поставке, должно быть выполнено участником закупки как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара.
ООО "ГРИН" предложил к поставке товар "Средство водосмягчающее "Universal", в качестве требуемого заказчиком к поставке кондиционера для белья (позиция N 7 описания объекта закупки).
Водосмягчающие средства для стиральных машин представляют собой вещества, добавляемые в воду для понижения уровня жесткости, уберегая не только детали от накипи, но и улучшая качество стирки. В свою очередь, кондиционер для белья представляет собой водный раствор смеси катионных поверхностно-активных веществ, органических и неорганических компонентов, придает ткани свежесть и аромат и делает ткань мягкой на ощупь. Дополнительно защищает ткань от образования катышек, потери формы и вымывания цвета. Помимо этого, кондиционер обладает антистатическим эффектом и облегчает глажение.
Из этого следует, что заказчик не имеет возможности определить достоверность указанных сведений о товаре в заявке, соответствуют ли реальные функциональные характеристики предлагаемого участником закупки товара "Средство водосмягчающее "Universal" характеристикам кондиционера для белья, требуемого к поставке.
ООО "ГРИН" предоставило в составе своей заявки достоверные сведения о конкретных характеристиках предлагаемого к поставке товара, которые полностью соответствуют извещению об осуществлении закупки.
К жалобе приложено письмо ООО "Сибирские технологии" от 28.06.2022.
ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России в возражениях на жалобу ООО "ГРИН" сообщило следующее.
24.06.2022 заказчиком были рассмотрены заявки на участие в электронном аукционе с номерами: 112141729, 112130003, 112138244.
По итогам рассмотрения поданных заявок на участие в электронном аукционе составлен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому комиссией по осуществлению закупок было принято решение о несоответствии участника с номером заявки 112141729 условиям извещения о проведении закупки, в соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно позиции N7 описания объекта закупки заказчику требуется концентрированный кондиционер для белья в виде геля с ароматом свежести для использования в стиральных машинах любого типа. Участник закупки с номером 112141729 в своей заявке предлагает к поставке "Средство водосмягчающее "Universal" в качестве кондиционера для белья.
При рассмотрении заявки на участие в электронном аукционе N112141729 у заказчика отсутствовала возможность определить, действительно ли "Средство водосмягчающее "Universal" соответствует характеристикам, указанным в описании объекта закупки и обладает свойствами кондиционера для белья. Подтверждающих документов (сертификаты соответствия, свидетельство о регистрации, инструкции по использованию данного средства и т.д.) участником закупки не было предоставлено, что позволило бы избежать двусмысленного толкования заказчиком соответствия товара требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки описание товара, предлагаемого к поставке, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара, сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований и иметь предположительный характер. В данном случае, сведения о товаре с наименованием "Средство водосмягчающее "Universal" предлагаемый как кондиционер для белья, при отсутствии какой-либо информации о его реальных функциональных характеристиках, допускают двусмысленное толкование и имеют предположительный характер.
В свою очередь, данное обстоятельство не позволяет определить факт возможности применения водосмягчающего средства, предназначенного для понижения уровня жесткости воды, в качестве кондиционера для белья, обладающего дезодорирующими, антистатическими свойствами и облегчающего глажение, что немаловажно, так как глажение является дополнительной дезинфекцией, а объем белья в медицинском учреждении очень большой.
Изучив представленные материалы по жалобе ООО "ГРИН", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
К извещению о проведении электронного аукциона N0351100021322000269 приложено описание объекта закупки на поставку моющих средств, содержащее 8 позиций товаров, в т. ч. наименование товара "кондиционер для белья" по позиции N7.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 данной статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, приложенным к извещению о проведении электронного аукциона, заказчиком не установлено требование о содержании в предложении участника закупки информации, предусмотренной пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
При проверке информации, поступившей от ООО "РТС-тендер", установлено, что на участие в аукционе подано 3 (три) заявки с номерами: 112141729, 112130003, 112138244.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 две заявки признаны соответствующие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а третья заявка (идентификационный номером 112141729), поданная ООО "ГРИН" была отклонена по причине выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке с обоснованием положений п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе: "заказчик не имеет возможности определить достоверность указанных сведений о товаре в заявке, соответствуют ли реальные функциональные характеристики предлагаемого данным участником закупки товара "Средство водосмягчающее "Universal" характеристикам кондиционера для белья, требуемого к поставке".
Учитывая положения извещения о проведении электронного аукциона и требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, пояснений заказчика, содержащихся в его возражениях по причинам отклонения заявки ООО "ГРИН", установлено, что требования о наличии у участников закупки подтверждающих документов (сертификатов соответствия, свидетельств о регистрации, копии паспортов изделия, инструкции по использованию данного средства) не были установлены. Более того, по мнению Комиссии, такие документы являются товаросопроводительными и не подлежат представлению в заявках. Соответственно, заказчиком заявка ООО "ГРИН" отклонена необоснованно.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком при отклонении заявки ООО "ГРИН" неправомерно применены положения пп. "а" п 1 ч. 5 ст. 49, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "ГРИН" на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона (извещение N 0351100021322000269) на поставку моющих средств обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3) Выдать заказчику и комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
А.К. Дондуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 июля 2022 г. N 054/06/49-1162/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022