Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Инспекция) в составе:
<_.>
при участии представителя ФКУ "Северо-Западное окружное управление материально-технического снабжения МВД России" (далее - Заказчик),
рассмотрев обращение ООО "КБ ПРОШИП", перенаправленное из Псковского УФАС России (вх. 25.04.2022 N 11384/22) (далее - Обращение), по вопросу возможного нарушения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Псковской области" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона в рамках государственного оборонного заказа на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору) при выполнении работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство административного здания ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Псковской области" (извещения N 0157100005521000012) (далее - Аукционы), в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 10, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещениями о проведении Аукционов:
1) извещение о проведение Аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 19.03.2021 (далее - Извещение);
2) наименование объекта закупки: "Оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору) при выполнении работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство административного здания ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Псковской области"";
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 4 113 795,00;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах -29.03.2021.
Согласно извещению о проведении Аукциона закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1).
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) (пункт 1);
при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона) (пункт 2);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Установлено, что на участие в аукционе подано 6 (шесть) заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2021 N 0157100005521000012-3 все заявки участников признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. По результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем было признано ООО "Цент строительных систем", которое предложило наименьшую цену государственного контракта (1 744 711 руб. 12 коп.).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Пунктом 8.3.2 раздела 8 "Требования к содержанию и составу заявки" подпунктом 2 пункта 9.2 раздела 9 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации Главным управлением установлено требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
В соответствии с пунктом 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, соответствующий первому уровню ответственности СРО. Данное требование было установлено в аукционной документации, что в свою очередь не привело к необоснованному ограничению конкуренции (пункт 2 статьи 8 Закона о контрактной системе). Уплатив указанный взнос, участники приобрели право на заключение договоров с использованием конкурентных способов, если предельный размер обязательств данной организации по договорам не превысит 60 000 000 руб.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ (ред. 30.04.2021).
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ (ред. 30.04.2021) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Исходя из норм статей 748 и 749 ГК РФ, части 2 статьи 53 ГрК РФ и пункта 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 следует, что строительный контроль (контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ) является одной из функций технического заказчика.
Организация выполняющая работы по строительному контролю, по сути, не является техническим заказчиком и не выполняет в полном объеме функциональные обязанности технического заказчика, которые определены пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ. Кроме того, из размещенного Главным управлением извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки являются непосредственно услуги строительного контроля при производстве работ на объекте, а не осуществление функции технического заказчика.
Исходя из вышеизложенного ООО "Строительные системы" не является техническим заказчиком, а выполняет одну из функций технического заказчика, следовательно уровень СРО устанавливается от договора на оказание услуг по строительному контролю.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 52 ГрК РФ за объектом капитального строительства осуществляет надзор Ростехнадзор Северо-западное управление. Все данные специалистов задействованных в организации и ведении строительства переданы в Ростехнадзор.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика Инспекцией не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
Признать изложенные в обращении доводы о проведении электронного аукциона с недостоверными данными и выбором несоответствующего победителя в противоречия Закону о контрактной системе - необоснованными.
<_.>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июня 2022 г. N 078/06/99-723/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022