Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки (далее - Заказчик):
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17126-ЭП/22 от 29.06.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования для нужд СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки в 2022 году (извещение номер 0372200275022000196) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200275022000196.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 450 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Описание объекта закупки установлено в Приложении "Техническое задание" к извещению об осуществлении закупки.
Согласно названному разделу извещения:
"Сотрудники Исполнителя в обязательном порядке должны:
- быть гражданами РФ;
- являться штатными сотрудниками Исполнителя".
Таким образом, извещением предусмотрены требования к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, что нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Заявитель обжалует требование технического задания, которым предусмотрено, что:
"В день подписания контракта на оказание Услуг Исполнителю необходимо предоставить Заказчику:
2) оригиналы либо копии приказов о назначении ответственных лиц (включая ответственного за охрану труда, пожарную безопасность, соблюдение норм санитарно-эпидемиологического режима на объекте с обязательным наличием соответствующего обучения и аттестаций - по пожарному минимуму, охране труда и т.д.)".
Заказчиком даны пояснения, согласно которым исполнителю необходимо обеспечить явку всего командированного персонала в день подписания Контракта с документами, удостоверяющими личность и других удостоверений, упомянутых в настоящем контракте для регистрации в медицинском учреждении и прохождении инструктажей по охране труда."
Данные требования основаны Заказчиком на основании специфики работы объекта и санитарно-эпидемиологических ограничений, в соответствии с действующими нормами и правилами.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии УФАС не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
3. Заявитель обжалует требование технического задания, которым предусмотрено, что:
"Желательно наличие у Исполнителя (обслуживающей организации) аварийно-диспетчерской службы для проведения аварийных работ на объекте.
Подрядчик должен иметь круглосуточную аварийную службу. Время прибытия на устранение аварийных ситуаций не более чем 2 часа".
Заказчиком даны пояснения, согласно которым в случае возникновения аварийной ситуации на объекте Учреждения, время прибытия Подрядчика на устранения аварийной ситуации должно быть не более, чем 2 часа. Данное требование связано с тем, что Учреждение оказывает круглосуточную медицинскую помощь, в том числе экстренного характера, и, в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Заказчик обязан обеспечить выполнение данной помощи в полном объеме и на высоком уровне, что обеспечивается, в том числе, и правильной и корректной работой систем вентиляции и кондиционирования, особенно в операционных блоках и палатах реанимации
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии УФАС не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
4. Заявитель обжалует требование технического задания, которым предусмотрено, что:
Проверка работы автоматики и исполнительных механизмов, проверка работы ТЭНов, воздушных заслонок /обратных клапанов, давления гликоля в системах, замена фильтров, проверка работы двигателя, подготовка к смене сезона зима/лето |
2 раза в год |
Заказчиком даны пояснения, согласно которым Приложения N2 Технического задания в разделе "Регламент работ": "Проверка работы автоматики и исполнительных механизмов, проверка работы ТЭНов, воздушных заслонок /обратных клапанов, давления гликоля в системах, замена фильтров, проверка работы двигателя, подготовка к смене сезона зима/лето" должно проводиться "2 раза в год", что логично подразумевает проведение данных регламентных работ перед сменой природных сезонов. Заказчиком в Техническом задании, а именно в "Перечне расходных материалов для технического обслуживания вентиляционных систем" полностью прописаны все виды заменяемых фильтров и расходных материалов с указанием количеств, соответственно. Данный Перечень сделан в том числе и для того, чтобы потенциальные Участники грамотно сформировали свои ценовые предложения.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии УФАС не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
5. Заявитель обжалует требование технического задания, которым предусмотрено, что:
"Исполнителю необходимо обеспечить явку всего командированного персонала в день подписания Контракта с документами, удостоверяющими личность и других удостоверений, упомянутых в настоящем контракте для регистрации в медицинском учреждении и прохождении инструктажей по охране труда".
Заказчиком даны пояснения, согласно которым Законом о контрактной системе четко определен регламентный срок подписания Контракта и известен победителю. Планирование рабочего времени персонала Исполнителя находится в ведении Исполнителя. Данные требования основаны Заказчиком на основании специфики работы объекта и санитарно-эпидемиологических ограничений, в соответствии с действующими нормами и правилами.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность довода, на заседании Комиссии УФАС не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порядок" обоснованной в части отдельных доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2022 г. N 44-1997/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022