Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" (далее - Заказчик):;
ООО "Альф и К" (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17009/22 от 28.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту электрических сетей здания общежития СПбГУТ (извещение N 0372100004221000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.09.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту электрических сетей здания общежития СПбГУТ (извещение N 0372100004221000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 471 368,57 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.10.2021 N 0372100004221000081-3 победителем Аукциона признано ООО "Альф и К".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альф и К" заключен государственный контракт N 0372100004221000081_65412 от 20.10.2021 на сумму 7 387 667,17 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.5, 11.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альф и К".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту электрических сетей здания общежития СПбГУТ (далее - Работы) в течение 50 (пятидесяти) календарных дней с момента подписания Контракта (п. 1.3 Контракта).
Согласно п. 1.2. Контракта состав и объем работ определяется в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
10.12.2021 представителю ООО "Альф и К" Неганову Сергею Викторовичу, действующему на основании доверенности от 06.10.2020 N78АБ8838844, была вручена под подпись претензия (исх. N 2326/76 от 09.12.2021), с требованием представить Заказчику в трехдневный срок информацию об объективных причинах неисполнения Контракта в установленные сроки, а также предложено указать гарантированный срок окончания и сдачи Работ в рамках исполнения данного Контракта.
12.12.2021 в адрес Заказчика от Участника поступило два информационных письма (исх. N 12/21 от 12.12.2021), согласно которым сообщалось о задержке выполнения Работ по Контракту по причине болезни сотрудников (COVID-19) и рассмотрении возможности увеличения срока окончания работ до 01.03.2022 и до 01.04.2022.
Кроме того, Заказчиком в адрес Участника неоднократно направлялись претензионные письма (исх. N 76/268-21-П от 15.12.2021, N76/270-21-П от 17.12.2021, N76/277-21-П от 21.12.2021, N76/278-21-П от 22.12.2021, N76/19-22-П от 18.01.2022) о необходимости завершения и сдачи Работ, выполненных надлежащим образом с учетом требований Контракта, было указано на недопустимость продолжения Участником срыва сроков выполнения обязательств на стратегически-важном социальном объекте (общежитие предназначено для предоставления временного жилья студентам СПбГУТ).
31.05.2022 Заказчиком была организована внеплановая выездная проверка исполнения Участником обязательств по Контракту, по результатам которой был составлен протокол. Участнику в срок до 01.06.2022 было предложено представить документы, подтверждающие исполнение обязательств по Контракту, в том числе, акты скрытых работ.
Однако, по состоянию на 10.06.2022 работы Участником не были выполнены, обязательства по Контракту не исполнены.
В свою очередь, отделом главного энергетика административно-хозяйственного департамента СПбГУТ проводился регулярный контроль за выполнением электромонтажных работ ООО "Альф и К" по данному Контракту. За период с ноября 2021 по декабрь 2021 года Участник постоянно нарушал график производства работ. За указанный период времени постоянно менялся состав специалистов - монтажников Участника, что существенно сказывалось на сроках и качестве производимых Работ.
Ответственный руководитель со стороны ООО "Альф и К" Неганов С.В. неоднократно не выходил на связь с сотрудниками Заказчика. Объемы работ, предусмотренные Контрактом, Участником не были выполнены, что подтверждается актом контрольного обмера и выявленных недостатков от 19.05.2022.
Какая-либо отчетная документация Участником на объекте не велась, документы, подтверждающие исполнение обязательств по Контракту Участником Заказчику, не передавались.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
В соответствии с п. 11.5 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 11.6 Контракта решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона N44-ФЗ.
По смыслу ст. 4501, ч. 2 ст. 715, 717, 783 ГК РФ если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Поскольку Участником в рамках Контракта нарушены сроки выполнения обязательств перед Заказчиком, у Заказчика имеются основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенного, в связи с существенным нарушением условий Контракта Участником, руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 11.5, 11.6 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 14.06.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 15.06.2022).
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.06.2022 в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Альф и К" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.06.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ООО "Альф и к" вину свою не признает и считает, что отказ Заказчика от исполнения контракта является необоснованным, поскольку просрочка в выполнении Работ произошла по вине Заказчика и в следствие недостатков проектно-сметной документации (далее - ПСД), которая так и не была откорректирована.
В силу п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных Кодексом/другими законами, иными правовыми актами или договором.
По словам представителя Участника, после подписания акта приемки-передачи объекта сторонами Контракта, Участник приступил к выполнению работ согласно проектно-сметной документации, однако в ходе исполнения обязательств от Галены Юрия Николаевича (заведующий общежития и Рябкова Владимира (сотрудник Заказчика) поступали устные требования по выполнению работ, которые не соответствовали проекто-сметной документации. В результате чего, стороны пришли к соглашению, Участник, надеясь на добросовестность Заказчика продолжил выполнять Работы в соответствии с устными требованиями сотрудников Заказчика, а Заказчик в свою очередь уверил Участника, что он в ближайшее время внесет изменения в проектно-сметную документацию.
Согласно п. 5.3.2. Контракта Заказчик имеет право контролировать исполнение условий Контракта, без вмешательства в оперативную деятельность Подрядчика. Тем самым Заказчик, требуя от Исполнителя выполнение работ не по проектно-сметной документации нарушал данное условие Контракта и способствовал отклонение Исполнителя от нормального режима работы.
По итогам двух месяцев Работ, Заказчик так и не внес изменения в проектно-сметную документацию, в результате чего, Участником направлялось письмо N 03/12 03.12.2021 в адрес Заказчика с целью организовать встречу на объекте с ответственным лицом Заказчика по проектной документации для урегулирования всех несоответствий и внесения в ведомость объемов работ и сметную документацию изменений. Однако Заказчиком данное требование Участника было проигнорировано.
20.12.2021 Заказчику было направлено письмо N 20/12 с повторным требованием организовать встречу на объекте с ответственным лицом Заказчика по проектной документации для урегулирования всех несоответствий и внесения их ведомость объемов работ и сметную документацию. На что Заказчиком также не был дан ответ.
Помимо этого, при выполнении Работ в помещениях кухни на всех четырех этажах здания были также были выявлены несоответствия проектного решения по обеспечению электроснабжением электрических плит и способу подключения существующего оборудования, в следствии чего Заказчику также направлялось письмо с целью замены силовых кабелей трехфазной клемной коробки.
Согласно ст. 718 Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно ст.740 ГК РФ в обязанности заказчика входит создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
Согласно п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Таким образом, в результате действий Заказчика Работы выполнялись при несоответствии с проектно-сметной документацией, данное обстоятельство повлияло на сроки выполнения работ по Контракту в сторону увеличения.
В результате накопившихся несоответствий с проектно-сметной документацией Участник не имел возможности должным образом выполнять Работы, так как на основании проектно-сметной документации это сделать уже было невозможно.
Так же, в период выполнения работ в 2021 году произошло сильное усиление распространения коронавирусной инфекции, в результате чего большая часть сотрудников специальных бригад ООО "Альф и к" была госпитализирована, что подтверждается журналом посещения на охране объекта, в результате чего Заказчику так же направлялось письмо об увеличении срока окончания Работ до 01.04.2022.
Согласно п. 8.1. Контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс - мажор), возникших после заключения настоящего Контракта в результате событий чрезвычайного характера, которые Подрядчик либо Заказчик не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
Заказчик утверждает, что какая-либо отчетная документация Участником на объекте не велась, документы, подтверждающие исполнение обязательств по Контракту Участником Заказчику, не передавались. Однако представитель Участника не согласен с данным доводом, поскольку у Участника имелись и велись следующие документы: журнал общих работ, табельный журнал и журнал входного учета материалов, которые показывались ответственному представителю Заказчика Паутову С.В. и замечаний с его стороны не было.
В мае 2022 Участнику стало известно, что сотрудники Заказчика, которые осуществляли контроль на выполнение работ Участника, были уволены.
31.05.2022 Заказчику были показаны выполненные Работы на 1-4 этажах новым представителям Заказчика, произошло совещание и в связи с многочисленными несоответствиями проектно-сметной документации было решено, что Участник снимает объемы фактически выполненных Работ. Заказчик их оплачивает, а после они переделывают всю документацию и заново разыгрывают закупку на оставшиеся работы. Однако копию данного протокола от Заказчика Участник не получал.
Участнику было поручено сделать исполнительную документацию и сдать ее Заказчику до 01.06.2022, без объяснения причины такого сжатого срока.
Исполнительную документацию необходимо составлять на основе согласованных Заказчиком работ, однако Заказчик так и не согласовал данную приемку работ, в результате чего Участником была подготовлена исполнительная документация на основе собственной ведомости объемов работ.
16.06.2022 Участник направил Заказчику исполнительную документацию, однако тот отказался ее принимать.
Только 21.06.2022 Участнику удалось добиться принятия исполнительной документации.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "Альф и к" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неисполнение Контракта в предусмотренные сроки произошло не по вине ООО "Альф и к", а в силу действий Заказчика, которые привели к полному расхождению се сметной документацией, а также по объективным, независящим от него самого обстоятельствам.
Вместе с тем, представитель Участника не представил достаточных доказательств добросовестного поведения в ходе исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альф и К" (199178, Санкт-Петербург, 5-я В.О. Линия, д. 70, лит. А, пом. 19Н, комната 14, рабочее место 2), ИНН: 7801687003; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Неганова Альфия Каюмовна, ИНН: 781623955385, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Альф и К" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
29.06.22 |
04.07.22 |
28.06.22 |
0 |
28.06.22 |
05.07.22 |
04.07.22 |
0 |
07.07.22 |
07.07.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2022 г. N РНП-78-829/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022