Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Стрикашина Анатолия Андреевича (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17010/22 от 28.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов (извещение N 0372200014222000142),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (извещение N 0372200014222000142) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 849 406,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Стрикашин А.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Стрикашиным А.А. заключен государственный контракт N 0372200014222000142 от 06.04.2022 на сумму 2 535 971,49 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Стрикашиным А.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов (далее - Товар) в период с даты, следующей за датой заключения Контракта и по 10.12.2022, по заявкам Заказчика (п. 3.1 Контракта).
Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара. Участник поставил Товар не в полном объеме (количестве), в связи с чем ему была направлена претензия от 20.05.2022. Вместе с тем, частично поставленный Участником Товар не соответствовал требованиям Контракта (пп. 4.3, п. 4, п. 6.2 Контракта, Приложение N 2 к Контракту), о чем был составлен Акт о расхождениях N 9 от 20.05.2022.
Заказчик, руководствуясь, пп. 4.3 п. 4, разделом 5 Контракта провел выборочную экспертизу поставленной части Товара на соответствие наименований, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в Приложениях N 1, N 2 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта.
По результатам проведенной выборочной экспертизы поставленной части Товара, на основании информационного письма N 29-04-03/22 от 29.04.2022 от компании ООО "Эбботт Лэбораториз" (ABBOTT LABORATORIES S.A.), входящая в группу компаний ABBOTT и являющегося правообладателем товарного знака ARCHITECT, Заказчиком, был составлен Акт экспертизы (расхождения) от 20.05.2022 о выявленных несоответствиях Товара требованиям, установленным Контрактом.
В письме компании ООО "Эбботт Лэбораториз" было дано заключение о невозможности использования Товара, частично поставленного Участником на оборудовании "Анализатор ARCHITECT i2000SR", производителем которого является "Эбботт Лэбораториз" (ABBOTT LABORATORIES S.A.), и которое используется Заказчиком в работе по заключенному договору аренды от 21.12.2021 N 0172200005421000160.
Так же в письме ООО "Эбботт Лэбораториз" было указано, что компания не гарантирует корректность исследования, выполненных с использованием расходных материалов, поставленных на территорию РФ неуполномоченным импортером, и не несет ответственность за их качество, а также работа на анализаторах ABBOTT LABORATORIES с некачественными расходными материалами может привести к аннуляции гарантийных обязательств по обслуживанию анализатора, имеющегося в наличии у Заказчика и может создавать угрозу жизни и здоровью пациентов и получение недостоверного или ложного результата, что неприемлемо для лаборатории и пациентов.
Заказчиком в адрес Участника, были направлены претензии от 29.04.2022, от 27.05.2022, Акт о расхождениях N 9 от 20.05.2022.
По состоянию на 27.05.2022 обязательства по Контракту не были исполнены Участником надлежащим образом, ввиду чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.05.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 30.05.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Стрикашиным А.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.06.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что признает, что срок поставки по Контракту был нарушен ИП Стрикашиным А.А. В свою очередь нарушение срока поставки вызвано объективными и непредотвратимыми обстоятельствами и при отсутствии вины ИП Стрикашина А.А. ИП Стрикашин А.А. не имел намерения нарушать обязательства, предусмотренные Контрактом. Однако проведение Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины и введение в связи с этим в отношении РФ со стороны иностранных государств санкций и ограничений вызвало нарушение логистических связей между производителями и покупателями (поставщиками) товаров. Данное обстоятельство, на которое ИП Стрикашин А.А. не имеет возможности произвести влияние, сделало невозможным поставить весь Товар в срок, предусмотренный Контрактом в адрес Заказчика. С учетом того, что весь предусмотренный к поставке Контрактом Товар иностранного производства (США), то вышеуказанные обстоятельства непосредственным образом повлияли на невозможность исполнения Контракта в полном объеме.
По словам представителя Участника, ИП Стрикашин А.А. не обязан был иметь Товар в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе и заключения Контракта и объективно не имел возможности предусмотреть нарушение логистических цепочек. Но, несмотря на такие обстоятельства, часть товара ИП Стрикашин А.А. поставил Заказчику. При этом Заказчик обратился в адрес ИП Стрикашина А.А. с претензией исх.-748/22-0-0 от 27.05.2022, то есть спустя больше чем месяц, к которому приложил акт от 29.04.2022, который подтверждает поставку части Товара. В тот же день 27.05.2022 от Заказчика Участником было получено уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением Акта о расхождениях N 9 от 20.05.2022.
На Акт о расхождениях N 9 от 20.05.2022 ИП Стрикашиным А.А. были направлены в адрес Заказчика возражения N 99 от 30.05.2022, так как, по мнению Участника, данный акт не содержал каких-либо доказательств несоответствия Товара Контракту, содержал необоснованные и необъективные сведения, а именно:
Акт составлен без участия ИП Стрикашина А.А. или его представителя. ИП Стрикашин А.А. не был уведомлен о составлении данного акта.
Третье лицо ООО "Эбботт Лэбораториз" не является производителем Товара, поставляемого по Контракту. Таким образом, ООО "Эбботт Лэбораториз" не может подтверждать доводы, указанные в акте.
Заказчиком не проводилась экспертиза на предмет соответствия поставленного Товара условиям Контракта.
Условиями Контракта не предусмотрено наличие на коробках наклеек и информации о содержимом. Контракт не регулирует форму, вид коробки и содержащуюся на ней информацию. Товар поставлен в оригинальных упаковках, соответствующих условиям Контракта (п. 4.3. Контракта), которые собраны в картонные коробки для более надежного сохранения товара во время погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки.
В соответствии с п. 5.1.3. Контракта в день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара на соответствие наименований, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в Приложение N I, N 2 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 5.1.4. контракта для проверки поставленного Товара в части соответствия Товара условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом. Таким образом, только независимая экспертиза может явится доказательством каких-либо нарушений по качеству товара.
Экспертиза же не проводилась, в связи с чем Участник пришел к выводу, что доводы Заказчика, указанные в акте о расхождениях N 9 от 20.05.2022 являются несостоятельными, а поставленный Товар и его упаковка оригинальные.
Указанный акт направлен ИП Стрикашину А.А. только 27.05.2022, и непосредственно после данного акта направлено решение и уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения обязательств по контракту. Данные действия Заказчика Участник считает недобросовестным поведением, так как ИП Стрикашину А.А. не предоставлена возможность участвовать при осмотре поставленного Товара, предоставлять доводы и доказательства по всем возникшим вопросам и замечаниям Заказчика.
К акту не приложены какие-либо доказательства или информация от ООО "Эбботт Лэбораториз". Соответственно, Участник полагает, что ООО "Эбботт Лэбораториз" действует как заинтересованная сторона, так как является конкурентом ИП Стрикашина А.А.
На запрос ИП Стрикашина А.А. о предоставлении (по электронной почте в виде скан-копии и на бумажном носителе в виде заверенных копий) всю переписку и документы, направленные/полученные в/от ООО "Эбботт Лэбораториз" Заказчик не ответил.
В то же время ИП Стрикашин А.А. своевременно подписал Контракт, предоставил обеспечение исполнения Контракта, поставил часть Товара, которую смог найти на рынке.
26.04.2022 ИП Стрикашин А.А. письмом N 79 гарантировал поставку Товара по Контракту в полном объеме в срок до 19.05.2022. Однако Заказчик не ответил на данное письмо, в связи с чем Участник находился в неопределенности.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ИП Стрикашина А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник в полном объеме не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в установленные Контрактом сроки и не устранил нарушение, являющееся основанием принятого Заказчиком Решения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Стрикашина Анатолия Андреевича, ИНН: 781019599950, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Стрикашина Анатолия Андреевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.06.22 |
01.07.22 |
28.06.22 |
0 |
28.06.22 |
05.07.22 |
04.07.22 |
0 |
07.07.22 |
07.07.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2022 г. N РНП-78-830/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022