Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
рассмотрение настоящего дела осуществлялось по средствам системы (программы) "trueconf" в присутствии представителей:
от заказчика - Кулагина А.В.,
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.
от ООО "АПГРЕЙТ" -Безрукова О.Э.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "АПГРЕЙТ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Левокумская районная больница", уполномоченного органа - Комитета СК по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004722000371 "Поставка медицинского оборудования".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.ч. 1, 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии_
1. Согласно первому доводу заявителя:
"_ В Приложении 1 - Описание объекта закупки предоставленной аукционной документации, некорректно применено обоснование необходимости использования не используемых установленных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, а также пп. а, п. 5 Постановления Правительства N145 от 08.02.2017 г. _"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту а) пункта 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами был обязан на стадии формирования закупки установить код КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Объектом закупки является Анализатор для диагностики in vitro,
код ОКПД2 установленный Заказчиком: ОКПД2 26.51.53.141 - Анализаторы для диагностики in vitro.
Код ОКПД2: 26.51.53.141 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в связи с чем Правилами запрещено при описании объекта закупки указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
То, что Заказчик прописал Код закупки как 26.51.53.141 - не исключает рассматриваемую продукцию из Перечня так как:
Как указано в разделе "Введение" ОКПД 2 в этом классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-9 цифровых знаков (цифр), и его структура может быть представлена в следующем виде, где знак "Х" обозначает любую цифру:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
При этом из ряда последующих указаний, содержащихся во Введении, следует, что иерархия определяется разделением каждого следующего множества, обозначаемого 1-2 знаками слева, на подмножества - меньшие, детализированные множества, определяемые 1-3 знаками правее, с разделом между уровнями множеств (разрядами) точками. На это указывают, например, такие обороты, как: "При наличии в ОКПД 2 дополнительных по сравнению с КПЕС 2008 уровней деления точка ставится также ";"...когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ)"; "В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ)..." и т.п.
Отсюда следует вывод, что любое множество товаров, работ, услуг, определенное в ОКПД 2 менее, чем 7 цифрами кода, включает в себя все иные множества, определяе-мые последующими направо цифрами.
Класс, определенный двумя цифрами, включает в себя все подклассы, группы, подгруппы, виды, категории и подкатегории, коды которых начинаются с тех же двух цифр. В свою очередь, подкласс, определенный четырьмя цифрами, включает в себя все группы, подгруппы, виды, категории и подкатегории, коды которых начинаются с тех же четырех цифр.
Таким образом, если в нормативном правовом акте установлены особенности закупки какого-либо множества товаров, работ, услуг, определенного кодом ОКДП 2 (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, категория), то такие особенности распространяются на все подмножества, входящие в поименованное множество (подкласс, группа, подгруппа, вид, категория, подкатегория соответственно) и определяемые "подчиненными" кодами, включающими тот же код и новые цифры после точки.
На основании вышеизложенного, первый довод заявителя обоснован.
2. Согласно второму доводу заявителя:
"_В Приложении I - Описание объекта закупки в нарушение п. 1, ч. 1, ст. 33 44-ФЗ О контрактной системе Заказчик ограничивает количество участников закупки.
Например, в Описании объекта закупки, Заказчик указывает:
Холодильник для реагентов, позиций |
Не менее 80 |
штук |
Опция необходима для увеличения времени стабильности реагентов на борту и исключения необходимости перемещения бутылочек с реагентами в бытовой холодильник в конце рабочего дня |
_".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Под данное описание подходит один анализатор биохимический одного-единственного производителя:
Анализатор автоматический биохимический BA200 для in vitro диагностики с принадлежностями, компании-производителя Biosystems S. A. (РЗН 2021/13887).
Аналогичные по функционалы анализаторы, например, BS-480 производства Mindray, или M320 производства Cormay, по совокупности представленных Заказчиком характеристик, не могут быть предложены к поставке.
Заказчиком не было представлено доказательств, опровергающий данный довод заявителя.
На основании вышеизложенного, второй довод заявителя обоснован.
Необходимо отметить, согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33, Постановления Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г., Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПГРЕЙТ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Левокумская районная больница", уполномоченного органа - Комитета СК по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004722000371 "Поставка медицинского оборудования" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Левокумская районная больница" нарушившими ст. 42, 33, Постановления Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г., Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г., в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 июня 2022 г. N 026/06/105-1133/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022