Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_ на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Швабе-Северо-Запад" (г. Санкт-Петербург) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Инкубатор для новорожденных) (N закупки 0128200000122003638), в открытом заседании, в присутствии:
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): _,
представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница": _,
представителя заявителя - ООО "Швабе-Северо-Запад": _
30.06.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 01.07.2022 г.
В ходе рассмотрения дела N 033/06/23-414/2022, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
24 июня 2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Швабе-Северо-Запад" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на положения документации электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Инкубатор для новорожденных) (N закупки 0128200000122003638).
В жалобе Заявитель изложил следующее.
Заказчиком в данной закупке установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для Заказчика.
Заявитель считает, что заказчик, осуществляя закупку, нарушил пункт 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 не использовав при описании объекта закупки КТРУ и пункт 5 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 использовав дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ.
Заказчик, в свою очередь, пояснил следующее.
Закупка медицинского изделия (Инкубатор для новорожденных) осуществляется за счет средств областного бюджета (не в рамках национального проекта) для оснащения неонатологического стационара, в соответствии с Приказом МЗРФ от 15.11.2012 г. N921н.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее ФЗ N323) установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, при описании объекта закупки Заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи детям.
Извещение об электронном аукционе содержит все необходимые и достаточные показатели, соответствующие в своем описании требованиям действующего законодательства РФ.
Заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница" является крупнейшим детским многопрофильным учреждением во Владимирской области. При формировании технического задания Заказчик исходил из собственных потребностей и опыта работы, основываясь на требованиях Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требований национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ). Каждая техническая и функциональная характеристика, указанная в описании объекта закупки обоснована с позиции клинической необходимости. Заказчиком не установлено требование о соответствии поставляемого оборудования кодам согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (в т.ч. коду НКМИ). Условия технической части документации не содержат указаний на конкретные модели изделий, товарный знак или иные индивидуализирующие сведения.
При формировании технического задания Заказчик исходил из собственных потребностей, с целью организации лечебного процесса, согласно специфике работы учреждения - педиатрический профиль, основываясь на требованиях ФЗ N44, Ф3N323, Ф3N135 и государственных стандартов ГОСТ.
Для выхаживания глубоко недоношенных новорожденных детей недостаточно закупить инкубаторы, имеющие в своем функционале только требования, указанные, как обязательные в коде КТРУ 32.50.21.160-00000003. Заявитель, не учитывая специфики пациентов ГБУЗ ВО "ОДКБ", в своей жалобе указывает, что "лишен возможности получения прибыли в связи с невозможностью поставить Заказчикам оборудование", забывая при этом, что Заказчик не лишает его возможности поставить оборудование, соответствующее техническому заданию, а так же, что инкубатор для новорожденных предназначен прежде всего для спасения жизней детей, снижения показателей детской смертности, а не для "получения прибыли".
В связи с вышеизложенным, в целях качественного оказания медицинской помощи глубоко недоношенным детям и достижения заданных результатов лечения (ст.12 Закона 44-ФЗ) Заказчик определил несоответствие описания кода КТРУ 32.50.21.160- 00000003 и указанных в позиции КТРУ 32.50.21.160-00000003 характеристик объекту закупки. Иные позиции кода КТРУ для описания закупаемого оборудования в каталоге товаров работ и услуг отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) определены правила формирования и ведения каталога товаров работ и услуг.
В соответствии с п.7 Правил: "В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014."
На основании п. 7 Правил, вследствие отсутствия соответствующей позиции Заказчик осуществляет закупку по коду ОКПД 2: 32.50.21.160 - Инкубаторы для новорожденных.
Код ОКПД2 32.50.21.160 и наименование "Инкубаторы для новорожденных" присутствует в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", поэтому ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N878 заказчиком применяется, а описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ и ГОСТ Р 55719-2013. Описание объекта закупки позволяет максимально удовлетворить потребность Заказчика в обеспечении качественного оказания медицинской помощи. При этом участник закупки может предложить к поставке товар с улучшенными характеристиками, по сравнению с характеристиками товара, предусмотренного техническим заданием.
На основании вышеизложенного, заказчик считает доводы жалобы заявителя необоснованными.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Извещение о проведении данного электронного аукциона утверждено распоряжением начальника ОКС ГБУЗВО "ОДКБ" от 03.05.2022 N 205.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 812 999,96 руб.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны департамента при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.06.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Инкубатор для новорожденных) (N закупки 0128200000122003638).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 812 999,96 руб.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно документации электронного аукциона N 0128200000122003638 закупке подлежит "Инкубатор для новорожденных".
В описании объекта закупки заказчиком указан Код по КТРУ или код (ы) по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) 32.50.21.160.
Установлено, что в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил N 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил N 145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Как подтверждается материалами дела, в КТРУ содержатся позиции, сформированные на основе ОКПД2-32.50.21.160, в связи с чем в извещении об осуществлении закупки заказчики обязаны применить характеристики, предусмотренные КТРУ.
Вместе с тем, как следует из открытой части ЕИС, заказчиками при описании объекта закупки N 0128200000122003638, не применена информация в соответствии с КТРУ.
Учитывая изложенное, как подтверждается материалами дела, заказчиками при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки N 0128200000122003638, не применены положения КТРУ, как то предусмотрено п. 4 Правил.
При таких обстоятельствах, заказчик не применил КТРУ при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки N 0128200000122003638, чем нарушили положения часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок, п. п. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
При таких обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе-Северо-Запад" (г. Санкт-Петербург) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Инкубатор для новорожденных) (N закупки 0128200000122003638), по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 июля 2022 г. N 033/06/23-414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022