Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_..заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_.. главного специалиста-эксперта,
_. ведущего специалиста-эксперта, на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО ЛэндМед" (г. Москва) на положение документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.41" - Аппараты рентгеновские (N закупки 0128200000122003320), в открытом заседании, в присутствии:
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): _.. (доверенность от 30.12.2021 г. N 81),
представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Облстройзаказчик": _..(доверенность от 04.05.2022 г. N06/22),
представителей заявителя - ООО ЛэндМед": _.. доверенность от 01.06.2022 г. N2-ФАС),
04.07.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 05.07.2022 г.
В ходе рассмотрения дела N 033/06/28-422/2022, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
28.06.2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ООО ЛэндМед" (далее - заявитель, общество) на положение документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.41" - Аппараты рентгеновские (N закупки 0128200000122003320).
В жалобе Заявитель изложил следующее.
Довод N1.
Заказчиком в данной закупке установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для Заказчика.
Заказчиком установлены коды позиций ОКПД "26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические" (в количестве 3 штуки) и код позиции ОКПД "26.60.11.112 - Аппараты рентгенографические (флуороскопические)".
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не применён код позиции Каталога товаров, работ и услуг.
Довод N2.
Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Однако в описании показателя "Мониторы и мобильная тумба" отсутствует указанное обоснование использования дополнительных характеристик, что является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Довод N3.
В составе инструкции не установлено трактовки значений, с использованием символа "х", что не позволяет определить конкретную потребность заказчика.
в частности значений:
"не менее 43х43" для показателя "Размер камеры в ЭСУ, см"
"не менее 3072 х 3072" для показателя "Размер реконструированного среза, пикселей"
"Не более 0,6х0,6" для показателя "Диаметр малого фокусного пятна, мм"
"Не более 1,8х1,8" для показателя "Диаметр большого фокусного пятна, мм"
"Не менее 43х43" для показателя "Регулируемая поворотная диафрагма, обеспечивающая размер рабочего поля при фокусном расстоянии 100 см., см"
"Не более 46х38,4х1,5" для показателя "Размеры детектора Д х Ш х В, см"
И т.п.
В трактовке символов не предоставлено описание, которое позволит определить исчерпывающую информацию к предоставлению сведений в подобном виде a x b и виде a x b х с.
Также абсолютно непонятно к какому именно из значений установлены требования "не менее" или "не более".
В составе инструкции не установлено трактовки значений, с использованием символа "/", что не позволяет определить конкретную потребность заказчика.
в частности значения:
"Не менее +45/-35" для показателя "вращение излучателя вокруг оси У градусов"
"Не менее +90/-60" для показателя "Вращательное движение (орбитальный поворот), градусы"
В трактовке символов не предоставлено описание, которое позволит определить исчерпывающую информацию к предоставлению сведений в подобном виде a / b.
Также абсолютно непонятно к какому именно из значений установлены требования "не менее" или "не более".
Довод N4.
В строке 405 "Приложения N2 к Извещению Заказчик установил требования к товару "Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая" по КТРУ 32.50.21.122-00000010. Заказчиком установлены требования "габариты аппарата в транспортном состоянии (В>Ш> Г), м" - "Не более 1290 * 620 * 1150" - ""указать конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, без слов "не более""".
Таким образом, оборудование по таким габаритам не существует.
Заказчик, в свою очередь, изложил следующее.
Касаемо довода N1.
Использование кода позиции КТРУ, описывающего товар не в полной мере соответствующего потребности Заказчика, лишает его возможности получить необходимого ему товара надлежащего качества.
Заказчик не использует код позиции КТРУ 26.60.11.113-00000093 ввиду того, что данный код КТРУ не содержит характеристики, обязательные и значимые для Заказчика, в частности (но не полностью):
1) Наличие динамического плоскопанельного детектора (н. 5.1.40, 5.1.43 ООЗ):
2) Средства измерения для контроля доз облучения пациента (и. 5.1.191 003):
3) Основные характеристики рентгеновского излучателя (п. 5.1.24 003):
4) Стол-штатив телеуправляемый (п. 5.1.3 003):
5) Функционал АРМ-врача рентгенолога и АРМ-рентгенолаборанта и СПО (п. 5.1.92, п. 5.1.155 ООЗ)
Заказчик устанавливает характеристики объекта закупки, руководствуясь кодом ОКПД2 и правилами описания объекта закупки, которые предусмотрены в статье 33 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, указанный в жалобе Заявителя код позиции КТРУ описывает товар, не являющийся предметом оспариваемой закупки.
Медицинское оборудование, закупаемое Заказчиком, должно соответствовать потребностям Заказчика и при этом не приводить к ограничению количества участников закупки.
Характеристики оборудования, установленные в Описании объекта закупки, имеют критически важную клиническую значимость и являются обоснованными в контексте врачебной практики.
Касаемо довода N2.
Учитывая позицию Заказчика относительно отсутствия обязанности использовать код позиции КТРУ при описании объекта закупки, характеристика "Мониторы и мобильная тумба" не является дополнительной в контексте требований п. 5 Постановления Правительства РФ N 145.
Заявитель ошибочно указывает на необходимость включения обоснования использования дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, поскольку формирование описание объекта закупки проводилось не на основании кода позиции КТРУ, но 0КПД2 согласно п. 7 Правил использования КТРУ.
Касаемо довода N3.
Символы, используемые Заказчиком в инструкции являются общеупотребительными и, в том числе, применяются в конструкторской и эксплуатационной документациях.
Касаемо довода N4.
Указание Заказчиком в п. 5.1.15 Описания объекта закупки единицы измерения "м" является технической ошибкой. Указанное обстоятельство тем яснее, что в п. 5.1.17, следующем за п. 5.1.15, габаритные размеры аппарата указаны в корректных единицах, "мм", при этом данные характеристики описывают один и тот же аппарат, но в разных состояниях: транспортном и рабочем.
Разница единиц измерения одного и того же аппарата в 1000 раз в соседних пунктах ООЗ является очевидной технической ошибкой, которая не может повлечь за собой ограничение конкуренции и ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, поскольку, учитывая, что предметом закупки является сложное дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, участниками закупки являются профессиональные участники товарного рынка.
На основании вышеизложенного, заказчик считает доводы жалобы заявителя необоснованными.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Извещение о проведении данного электронного аукциона утверждено приказом директора ГБУ ВО "Облстройзаказчик" от 27.05.2022 N 48.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 91 030 000,00 руб.
Данная закупка проводится в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Владимирской области".
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия Департамент рассматривает извещения об осуществлении закупки заказчиков Владимирской области в части установления требований к участникам закупок, существенных условий контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 2.1.10 Порядка взаимодействия Департамент осуществляет размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного, указанная закупка размещена Департаментом в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ 08.06.2022, реестровый номер закупки 0128200000122003320.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны Департамента при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.41" - Аппараты рентгеновские (N закупки 0128200000122003320).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 91 030 000,00 руб.
Касаемо довода N1.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно документации электронного аукциона N 0128200000122003320 закупке подлежит
- Аппараты рентгенографические" (в количестве 3 штуки) - ОКПД "26.60.11.113.
- Аппараты рентгенографические (флуороскопические)"- ОКПД "26.60.11.112.
Согласно Постановлению N 878, товары с кодом ОКПД2 - 26.60.11.113 и 26.60.11.112 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установлено, что в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил N 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил N 145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N 878, при этом не использует код позиции КТРУ и указывает функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (дополнительные характеристики), чем нарушает положения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, п. п. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Таким образом, довод N1 обоснован.
Касаемо довода N2.
Как сказано выше, Комиссией УФАС России установлено, что заказчик указал в данной закупке ограничение согласно Постановлению N 878, при этом не использовал код позиции КТРУ, а описал функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Однако, при описании объекта закупки Заказчик не вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную КТРУ.
Таким образом, довод N2 необоснован.
Касаемо довода N3.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что содержащаяся в Приложении N2 "Инструкция по заполнению заявок участниками (указывается заказчиком по каждому показателю)" позволяет участникам закупки объективно заполнить заявку в соответствии с требованиями извещения об аукционе и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не представил доказательств свидетельствующих о том, что инструкция по заполнению заявки не позволяют сформировать заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод N3 необоснован.
Касаемо довода N4.
В строке 405 "Приложения N2 к Извещению Заказчик установил требования к товару "Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая" по КТРУ 32.50.21.122-00000010.
А именно, Заказчиком установлены требования "габариты аппарата в транспортном состоянии (В>Ш> Г), м" - "Не более 1290 * 620 * 1150" - "указать конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, без слов "не более""".
Комиссией УФАС России установлено, что единица измерения "м" является технической ошибкой.
Таким образом, довод N4 обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЛэндМед" (г. Москва) на положение документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.41" - Аппараты рентгеновские (N закупки 0128200000122003320), по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части нарушения требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, п. п. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, п. п. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
3. Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 июля 2022 г. N 033/06/28-422/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022