Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Зеро-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих (изв. N 0356300118322000134),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300118322000134 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку средств дезинфицирующих.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.06.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 697 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.06.2022 г.
Заявитель жалобы считает, что положения Извещения противоречат требованиям законодательства.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, о чём изложил в своих письменных пояснениях.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии п.п. 1,2,3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 "основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, заключается не столько в обеспечении максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько в выявлении в результате торгов лица, исполнение контракта которого в наибольшей степени будет соответствовать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, как правило, заказчик указывает в аукционной документации особые характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику, с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны противоречить требованиям действующего законодательства.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о закупках, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г.(далее - Правила).
В силу п.4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В соответствии с п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В п. 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В Извещении о проведении электронного аукциона указано, что объектом закупки являются средства дезинфицирующие.
Коды КТРУ установленные заказчиком:
- 20.20.14.000-00000005,
- 20.20.14.000-00000010,
- 20.20.14.000-00000009.
В соответствии с описанием товара, работы, услуги в позиции КТРУ Заказчиком должна быть установлена характеристика товара - "форма выпуска".
Согласно приложению к Извещению о проведении электронного аукциона "Техническое задание" Заказчиком установлены так же дополнительные характеристики, дезинфицирующих средств.
Например, по позиции 5 Технического задания, Заказчиком установлено следующее:
В связи с отсутствием описания товара, работы, услуг в позиции КТРУ (каталог товаров работ, услуг) (п. 4 постановления 08.02.2017 N 145) заказчик применяет техническое описание объекта закупки в соответствии со ст. 33. 44-ФЗ | |
код КТРУ 20.20.14.000-00000005 Средство дезинфицирующее | |
Форма выпуска |
Жидкий концентрат |
Наименование товара |
указать в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации |
Страна происхождения товара |
указать в соответствии с классификатором стран мира |
Предназначено |
Для дезинфекции, в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой изделий медицинского назначения из различных материалов (включая хирургические, стоматологические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы и инструменты к ним), ручным и механизированным способом; для дезинфекции поверхностей в помещениях, генеральных уборок, дезинфекции белья, посуды, медицинских отходов и биологических жидкостей (кровь, моча, фекалии, мокрота) |
Действующие вещества (ДВ) |
Комплекс перекись водорода и четвертичных аммониевых соединений суммарно не менее 23,0 % не более 28,0 % |
не должно содержать активного хлора, третичных аминов, органических кислот, гуанидинов, спиртов, фенолов, альдегидов | |
Показатель активности водородных ионов (рН) средства |
Не менее 3,5 не более 7,5 |
Антимикробное действие |
обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции, туберкулеза (тестировано на М.terrae, M.tuberculosis), легионеллеза, особо опасных инфекций (ООИ) - чумы, холеры, туляремии, сибирской язвы), вирусов (в отношении всех известных вирусов, патогенных для человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (включая гепатит А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, гриппа человека, герпеса и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон, плесневых грибов, а также спороцидной активностью. Средство обладает дезинвазионной активностью при контаминации цистами и ооцистами простейших, яйцами, онкосферами и личинками гельминтов (включая острицы). |
Расход препарата на приготовление 1 литра рабочего раствора для дезинфекции поверхностей при бактериальных (кроме туберкулеза) загрязнениях и проведения генеральных уборок в хирургическом отделении |
должен составлять не более 1 мл при экспозиции не более 60 минут |
Расход препарата на приготовление 1 литра рабочего раствора для дезинфекции поверхностей при туберкулезе (тестировано на M.Terrae) |
должен составлять не более 10 мл при экспозиции не более 60 минут |
Расход препарата на приготовление 1 литра рабочего раствора для дезинфекции ИМН из пластмасс, стекла, металлов, резины |
должен составлять не более 25 мл при экспозиции не более 10 минут |
Срок годности рабочего раствора, суток |
Не менее 20 суток |
Срок годности средства в невскрытой упаковке |
Не менее 5 лет |
Фасовка |
Флакон 1 литр |
Изучив Техническое задание, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заказчиком, в нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, в Извещении о проведении закупки не установлено обоснование применения характеристик и свойств не содержащихся в КТРУ.
В вышеуказанных действиях Заказчика усматриваются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Так же, Заявитель полагает, что характеристики, установленные в п. 5 Технического задания не соответствуют требованиям, установленным в СанПиН 3.3686-21 и Федеральных клинических рекомендациях по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с вышеприведёнными нормами закона о закупках, Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к объекту закупки.
Посредством анализа извещения о проведении электронного аукциона, установлено, что требования о соответствии товара требованиям СанПиН 3.3686-21 и Федеральных клинических рекомендациях по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях Заказчиком не установлено.
Таким образом, в данном случае, в действиях Заказчика не усматривается нарушения норм закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Зеро-Мед" на действия ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих (изв. N 0356300118322000134) обоснованной в части довода о необоснованно установленных характеристиках объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022