На основании уведомления о проведении внеплановой проверки от 17.06.2022 г. N 007172-22 связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 007945/э от 19.05.2022 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) Управление жилищных отношений администрации г. Перми (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении закупок (изв.N 0356500001422000403, 0356500001422000404, 0356500001422000424, 0356500001422000423, 0356500001422000422, 0356500001422000421, 0356500001422000408, 0356500001422000407, 0356500001422000415, 0356500001422000416, 0356500001422000429, 0356500001422000406, 0356500001422000414, 0356500001422000431, 0356500001422000430, 0356500001422000413, 0356500001422000428, 0356500001422000405, 0356500001422000426, 0356500001422000425, 0356500001422000427, 0356500001422000434, 0356500001422000433).
Продолжительность проверки: с 20.06.2022 г. по 01.07.2022 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупок (изв.N 0356500001422000403, 0356500001422000404, 0356500001422000424, 0356500001422000423, 0356500001422000422, 0356500001422000421, 0356500001422000408, 0356500001422000407, 0356500001422000415, 0356500001422000416, 0356500001422000429, 0356500001422000406, 0356500001422000414, 0356500001422000431, 0356500001422000430, 0356500001422000413, 0356500001422000428, 0356500001422000405, 0356500001422000426, 0356500001422000425, 0356500001422000427, 0356500001422000434, 0356500001422000433).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356500001422000433 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 N 227-п "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края 2019-2024 годы" по этапу 2021 года (37).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.05.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 265 132,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.05.2022 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
В соответствии с таблицей N 2 "Общие сведения и иные характеристики квартиры" Технического задания передаваемая в муниципальную собственность квартира расположена в многоквартирном доме, построенном при осуществлении государственного строительного надзора, расположенном в границах города Перми, за исключением мкр. Чусовской Водозабор Орджоникидзевского района города Перми (ул. Водозаборная, проезд 1-ый Павловский), мкр. Заозерье (ул. Портовая, ул. Трясолобова), мкр. Январский (ул. Краснослудская, ул. Лянгасова), ул. Гремячий Лог Орджоникидзевского района города Перми, мкр. Березовая Роща Кировского района города Перми (ул. ДОС), мкр. Голованово, мкр. Крым, поселка Новые Ляды, ул. ОПМС-14 Дзержинского района. Процент износа многоквартирного дома не должен превышать 10%.
Согласно п. 1.1 проекта контракта застройщик обязуется в предусмотренный настоящим Контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого Объекта передать Объект долевого строительства (жилое помещение, в виде отдельной квартиры (далее - квартира, Объект долевого строительства, товар)) Участнику долевого строительства в собственность муниципального образования город Пермь (далее - в муниципальную собственность), а Участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную Контрактом цену и принять Объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Таким образом, жилое помещение покупается во вновь построенном (новом) многоквартирном доме, процент износа которого к моменту сдачи квартиры должен быть минимальным (до 10 %), согласно требованиям Технического задания.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений положений Закона о закупках. Довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия отмечает, что 20.05.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба (вх.N 007963) Сорокина М.Н. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 N 227-п "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края 2019-2024 годы" по этапу 2021 года (37).
По результатам рассмотрения жалобы Сорокина М.Н. Комиссией УФАС было принято решение, согласно которому жалоба была признана необоснованной.
Так, Заказчик указал, что предметом контракта является обязательство застройщика построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать объект долевого строительства (жилое помещение в виде отдельной квартиры участнику долевого строительства в собственность муниципального образования г. Пермь, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять объект. Установленный процент износа здания относится к вновь построенному многоквартирному дому.
В письменных пояснениях Уполномоченный орган указал, что аукцион проводился в целях приобретения жилых помещений во вновь построенных многоквартирных домах (далее - МКД). Потенциальными участниками данной закупки могут выступать исключительно застройщики (т.е. хозяйственные общества), аккредитованные к осуществлению строительства МКД в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве). На данное обстоятельство указывает тот факт, что согласно условиям проекта контракта, являющегося приложением к извещению, оплата за поставленный товар (жилое помещение, квартиру) осуществляется путем перечисления Заказчиком денежных средств на соответствующий депозитный счет в банке (эскроу-счет). Предметом контракта является обязательства Застройщика построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать объект долевого строительства (жилое помещение, в виде отдельной квартиры) Участнику долевого строительства в собственность муниципального образования город Пермь, а Участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. В соответствии с условиями извещения, срок передачи Застройщиком законченного строительством объекта долевого строительства Участнику долевого строительства и одновременного его приема Участником - не позднее 31 декабря 2022 г. (п. 2.2. проекта контракта). Таким образом, жилое помещение покупается во вновь построенном (новом) МКД, процент износа которого к моменту сдачи квартиры должен быть минимальным (до 10 %).
Аналогичным образом нарушений положений Закона о закупках не имеется при осуществлении закупок N 0356500001422000403, 0356500001422000404, 0356500001422000424, 0356500001422000423, 0356500001422000422, 0356500001422000421, 0356500001422000408, 0356500001422000407, 0356500001422000415, 0356500001422000416, 0356500001422000429, 0356500001422000406, 0356500001422000414, 0356500001422000431, 0356500001422000430, 0356500001422000413, 0356500001422000428, 0356500001422000405, 0356500001422000426, 0356500001422000425, 0356500001422000427, 0356500001422000434, 0356500001422000433.
В части доводов о нарушении ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Под конкуренцией, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
С учетом изложенных норм, для признания действий (бездействия) организатора торгов не соответствующими статье 17 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы такие действия (бездействие) при проведении торгов не были основаны на нормах действующего законодательства и привели либо могли привести к ограничению конкуренции, в том числе к неправильному определению победителя торгов.
В рассматриваемом случае при проведении внеплановой проверки не выявлено нарушений норм Закона о закупках, учитывая изложенное признаки состава ст. 17 Закона о защите конкуренции также не могут быть установлены.
Вывод:
Заказчиком, Уполномоченным органом при проведении закупок (изв.N 0356500001422000403, 0356500001422000404, 0356500001422000424, 0356500001422000423, 0356500001422000422, 0356500001422000421, 0356500001422000408, 0356500001422000407, 0356500001422000415, 0356500001422000416, 0356500001422000429, 0356500001422000406, 0356500001422000414, 0356500001422000431, 0356500001422000430, 0356500001422000413, 0356500001422000428, 0356500001422000405, 0356500001422000426, 0356500001422000425, 0356500001422000427, 0356500001422000434, 0356500001422000433) нарушения положений Закона о закупах не допущены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022