Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А.А. Овчара, руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, О.В. Рогова, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кремешковой Александры Алексеевны на действия на действия заказчика - Администрации Ирбейского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения от котельной с.Ирбейское" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300038022000030, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Кремешкова А.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119300038022000030.
Существо жалобы: составление извещения о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-1730/2022 к рассмотрению дату и время 5 июля 2022 года в 11 часов 45 минут заказчик, податель жалобы, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
Согласно доводу подателя жалобы, заказчик в извещении о проведении электронного аукциона необоснованно указал двойные дополнительные требования к участникам закупки (пункты 9, 10) на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения от котельной с.Ирбейское", номер извещения 0119300038022000030.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке" (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N2571.
Комиссия установила, что начальная максимальная цена контракта составляет 7 082 100,00 руб. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 22.06.2022 заказчиком установлены два дополнительных требования - в соответствии с пунктом 9 приложения N 1 Постановления N2571 ("Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории"), а так же в соответствии с пунктом 10 приложения N 1 Постановления N2571 ("Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта") предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что объектом данного аукциона исходя их названия объекта закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения от котельной с.Ирбейское". При этом согласно пункту 1 "Описания объекта закупки" наименование объекта указано как "Поставка (монтаж и запуск) автоматизированной блочно-модульной котельной в с.Ирбейском".
Комиссия приходит к выводу о том, что данные разночтения не позволяет однозначно определить фактическую потребность заказчика, а так же предъявляемые к участникам закупки требования, что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона, чем заказчик нарушил статьи 31, 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что если предметом данного аукциона является именно поставка (монтаж и запуск) автоматизированной блочно-модульной котельной, то следует руководствоваться следующими нормами.
Согласно пункту 3.2 СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки, Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N944 "Котельная блочно-модульная - это отдельно стоящая котельная, состоящая из блоков технологического оборудования, размещенных в строительном модуле.
Согласно пункту 3.22 СТО НОСТРОЙ 2.33.120-2013 фундамент - это заглубленный ниже поверхности грунта конструктивный элемент здания, воспринимающий нагрузки от здания и передающий их основанию. То есть фундамент обеспечивает прочную связь с землей.
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии со статьей 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Таким образом, блочно-модульная котельная является некапитальным строением и относится к движимому имуществу, поскольку не связана прочно с землей фундаментом, является мобильной и ее перемещение не приносит несоразмерный ущерб ее назначению.
Пунктом 3 Постановления N2571 установлено, что позиция 9 приложения ("Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории") применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.
Таким образом "Устройство модульной котельной" относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), следовательно заказчик в таком случае обосновано установил в извещении дополнительные требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 9 Постановления N 2571. При этом в таком случае, заказчик неправомерно установил в извещении так же дополнительные требования согласно пунку 10 Постановления N 2571 "Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)", так как "Устройство модульной котельной" не относятся к работам по капитальному строительству.
Соответственно, заказчиком в Извещении электронного аукциона установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, чем заказчик нарушил статьи 31, 42 Закона о контрактной системе. Довод подателя жалобы является обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 42, 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав
и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для
рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2022 г. N 024/06/105-1730/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022