Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Телематика" на действия государственного заказчика - Парламента РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, д.1) при осуществлении закупки на поставку дискового массива (электронный аукцион N0310200000322001610, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
21 июня 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Телематика" на действия Парламента РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в аукционной документации заказчик разместил Обоснование невозможности достижения:
минимальной доле закупки товаров российского происхождения, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N2013 "О - минимальной доле закупок товаров российского происхождения";
минимальной обязательной доле закупки российских товаров и ее достижении заказчиком, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком.
По мнению Заявителя это является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", поскольку при закупке товара из перечня, даже при отсутствии производителей на территории Российской Федерации, либо отсутствии информации об объекте закупки/производителе в Едином реестре радиоэлектронной продукции, заказчик обязан применять запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Закупка иностранных товаров возможна при следующих условиях:
1) наличие разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием ГИС промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России. Разрешение получает заказчик. Выдает разрешение - Минпромторг России. При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минромторг Российской Федерации для получения разрешения.
2) (Цена ед.товара < 100 тыс. рублей) и (Суммарная стоимость таких товаров < 1 млн. рублей).
С учетом изложенного Заявитель считает, что для осуществления данной процедуры Заказчик обязан был получить разрешение Минпромторга Российской Федерации на закупку иностранного товара;
- в Техническом задании Заказчиком установлено, что поставщик обязан своими силами и за свой счёт осуществить в помещении Заказчика установку, сборку, подключение и пуско-наладку дискового массива, в соответствии с настоящей Спецификацией (Техническим заданием). Заявитель считает, что данная формулировка является неполной и носит в себе скрытые работы неуточненного объема, в связи с чем отсутствует возможность произвести финансовый расчет затратности проводимых работ, а также расчета временных сроков выполнения данных работ.
Не согласившись с доводами жалобы Парламент РСО-Алания представил в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 15 июня 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000322001610 на поставку дискового массива" (далее - Извещение), в том числе техническое задание (спецификация, далее - ТЗ), а также Обоснование невозможности достижения:
минимальной доле закупки товаров российского происхождения, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N2013 "О - минимальной доле закупок товаров российского происхождения";
минимальной обязательной доле закупки российских товаров и ее достижении заказчиком, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что объектом рассматриваемой закупки является дисковый массив. Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код ОКПД2 26.80.13.000 "Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" установлена согласно Приложению минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
При этом в Приложении отсутствует код ОКПД2 26.80.13.000 "Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков".
Кроме того, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - ПП РФ от 30.04.2020 N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Пунктом 2 ПП РФ от 30.04.2020 N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно подпункту "а" пункта 3 ПП РФ от 30.04.2020 N616 указанные в пунктах 1 и 2 ПП РФ от 30.04.2020 N616 запреты не применяются в том числе в отношении товаров, не предусмотренных Перечнем.
При этом в Перечне код ОКПД2 26.80.13.000 "Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков" также отсутствует.
Кроме того, вопреки доводам Заявителя, постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N2013 "О - минимальной доле закупок товаров российского происхождения" регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так в Техническом задании (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что в ходе исполнения контракта, помимо прочего поставщик обязан своими силами и за свой счёт осуществить в помещении Заказчика установку, сборку, подключение и пуско-наладку дискового массива, в соответствии с ТЗ.
Также в ТЗ Заказчиком установлены следующие условия поставки товара и оказания сопутствующих услуг:
- поставщик гарантирует качество поставляемого товара, его установку, сборку, подключение и пуско-наладку, в соответствии с действующими нормами и стандартами;
- поставщик должен учесть, что установка, сборка, подключение и пуско-наладка дискового массива, будет выполняться в условиях действующего государственного учреждения;
- учитывая особый режим, действующий на объекте Заказчика, поставщик обязан, до начала поставки товара, представить Заказчику список персонала, который будет задействован на объекте (с указанием численности, фамилии, имени, отчества и паспортных данных), а также номера автомашин, осуществляющих доставку товара;
- перед поставкой товара, поставщик должен в присутствии представителя Заказчика произвести осмотр помещения Заказчика, в котором планируется установка, сборка, подключение и пуско-наладка дискового массива, с целью уточнения условий установки, сборки и параметров подключения электроснабжения поставляемого сервера;
- перед поставкой товара, поставщик должен в присутствии представителя Заказчика произвести осмотр телекоммуникационного шкафа и прочего оборудования Заказчика, с целью уточнения условий установки, сборки и подключения поставляемого дискового массива;
- доставка, погрузка-разгрузка, подъём на этаж, в том числе с привлечением специальной техники, установка, сборка, подключение и пуско-наладка дискового массива осуществляется силами и за счет средств Поставщика по адресу: г. Владикавказ, пл.Свободы, д.1;
- поставщик обеспечивает меры по охране труда, меры по санэпидемиалогической безопасности, а также меры по противопожарной безопасности при доставке, погрузке-разгрузке, установке, сборке, подключении и пуско-наладки дискового массива на объектах Заказчика;
- все мероприятия, необходимые для выполнения поставки (погрузка-разгрузка, установка, сборка, подключение и пуско-наладка) дискового массива, осуществляются поставщиком таким образом, чтобы не создавать помехи для общественного прядка и доступа к другим зданиям и помещениям, а также работе иных учреждений и организаций;
- поставщик несёт полную ответственность за безопасность всех своих действий на объектах Заказчика;
- поставщик передаёт в полной комплектации Заказчику дисковый массив, установленный в серверной стойке, расположенной в помещении Заказчика, подключенный к электроснабжению и готовый к эксплуатации.
- установка, сборка, подключение и пуско-наладка дискового массива входит в срок поставки товара;
- срок поставки товара на объекте Заказчика: не более 90 дней с момента подписания контракта.
Из вышеуказанного следует, что пуско-наладка включает в себя перечень подробно описанных действий и мероприятий с целью уточнения условий установки, сборки и подключения поставляемого дискового массива.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что запросов на дачу разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона до окончания сроков подачи заявок на участие в Аукционе не поступало.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Телематика" на действия государственного заказчика - Парламента РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000322001610 на поставку дискового массива.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 июня 2022 г. N А141-06/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022