Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю", Голосовой Светланы Владимировны, Соболевой Олеси Сергеевны путем видеоконференции;
ИП Сазанова Сергея Валерьевича - Чикина Александра Александровича,
рассмотрев заявление Заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений об ИП Сазанове Сергее Валерьевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817100000621000083 "Поставка бытовой техники для подарочного фонда на 2022 год" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений об ИП Сазанове Сергее Валерьевиче ( далее - Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817100000621000083 "Поставка бытовой техники для подарочного фонда на 2022 год" (далее - контракт).
Представитель Заказчика пояснила, что 21.06.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817100000621000083 Заказчиком был заключен контракт с ИП Сазановым С.В. на поставку бытовой техники для подарочного фонда на 2022 год. Поставщик поставил товары с характеристиками, несоответствующими спецификации контракта, в последствии Поставщик заменил товары за исключением позиции N 2 спецификации "пылесос бытовой". Поставщиком был поставлен пылесос проводной, однако, условиями контракта, аукционной документации была предусмотрена поставка беспроводного пылесоса, что подтверждается эскизом пылесоса, представленным в данных документах. Поскольку контракт был исполнен частично Поставщику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон, однако, Поставщик, отказался, направил досудебную претензию с требованием оплатить весь поставленный товар. 20.05.2022 г. Заказчиком было принято решение о частично одностороннем отказе от исполнения контракта в части спорной позиции спецификации. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ИП Сазанове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ИП Сазанова С.В. пояснил, что с решением Заказчика не согласен, считает, что из представленного в контракте эскиза пылесоса не следует, что пылесос должен быть беспроводной, от расторжения контракта по соглашению сторон отказался, поскольку Поставщиком были произведены затраты на приобретения пылесоса и он не имеет возможности реализовать данный товар. Представитель считает, что в действиях Поставщика отсутствует недобросовестность.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
28.05.2021 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817100000621000083 "Поставка бытовой техники для подарочного фонда на 2022 год", а также аукционная документация, содержащая проект контракта.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 08.06.2021 г. на участие в электронном аукционе было подано две заявки, из которых одна заявка была допущена к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 09.06.2021 г. заявка ИП Сазанова С.В. была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
21.06.2021 г. по итогам электронного аукциона между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" и ИП Сазановым С.В. был заключен контракт N 08171000006210000830001 на поставку бытовой техники.
Согласно п. 1.1, 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить, бытовую технику для подарочного фонда на 2022 год (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно спецификации, помимо прочего, должны быть поставлены пылесос бытовой (мощность всасывания: 200 Ватт, тип пылесоса: ручной, товар должен соответствовать эскизу), в спецификации приведен эскиз пылесоса.
Согласно п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, п.Ленина, 74, не ранее 24.01.2022 года и не позднее 24.02.2022 года.
В соответствии с п. 3.3 - 3.6 контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключённых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 10 дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает акт приема-передачи Товара (отдельного этапа исполнения Контракта), товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5. Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Согласно п. 11.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В материалах дела имеются следующие документы:
- акт о приемке груза от 08.02.2022 г., согласно которому поставлен товар по контракту: блендер - 10 шт, пароварка 7 шт, пылесос бытовой 5 шт;
- заключение экспертизы по результатам исполнения контракта от 10.02.2022 г., согласно которому поставленные товары не соответствуют условиям контракта, в частности, пылесос бытовой (позиция N2 спецификации к контракту) не соответствует эскизу: согласно эскизу беспроводной пылесос бытовой с источником питания - аккумулятор, товар поставлен с источником питания - сеть);
- уведомление Поставщику о несоответствии поставленного товара техническим характеристикам спецификации, о вызове представителя Поставщика для совместного осмотра товара;
- мотивированный отказ Заказчика в приемке результатов исполнения контракта от 14.02.2022 г. в связи с несоответствием техническим характеристикам согласно спецификации;
- гарантийное письмо Поставщика от 17.02.2022 г. о поставке товаров, соответствующих условиям контракта, в срок до 07.03.2022 г.;
- акт о приемке груза от 05.03.2022 г. (блендер 10 шт., пароварка 7 шт.);
- сопроводительное письмо Поставщика от 05.03.2022 г. о том, что пылесос бытовой соответствует эскизу;
- заключение экспертизы по результатам исполнения контракта от 14.03.2022 г., согласно которому товары блендер, пароварка приняты, пылесос бытовой 5 шт. не поставлен.
- досудебная претензия от Поставщика от 29.03.2022 г. с требованием оплатить поставленные товары в полном объеме, в связи с тем, что пылесосы бытовые соответствуют эскизу и установленным характеристикам;
- письмо Заказчика от 06.05.2022 г. о несоответствии товара (пылесос бытовой) условиям спецификации (эскизу), о том, что 25.03.2022 г. Поставщику было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон;
20.05.2022 г. Заказчиком было принято решение о частичном одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 11.2 контракта, ст. 523 ГК РФ. Решение было размещено в ЕИС и направлено Поставщику почтовым отправлением.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Комиссия не ставить под сомнение право Заказчика принять односторонний отказ от исполнения контракта, вместе с тем, из представленного в спецификации эскиза не представляется возможным установить какой пылесос, проводной или беспроводной, фактически требуется Заказчику, при этом Заказчик подтверждает свою потребность только в беспроводном пылесосе.
На основании представленной переписки, а также пояснений сторон по контракту, Комиссия не находит достаточных доказательств недобросовестного поведения Поставщика, поскольку между сторонами контракта имеется прежде всего спор о характеристиках товара, установленных в аукционной документации и спецификации к контракту.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать сведения об ИП Сазанове С.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 июля 2022 г. N РНП-22-156/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022