Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕШЕНИЕМ НА ВЫСОТЕ" (далее - заявитель, общество, ООО "РЕШЕНИЕ НА ВЫСОТЕ") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" (далее - заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, передвижного II (Реестровый номер 2022.046307)" (извещение N 0352300021022000054) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_", генерального директора;
заказчика - "_" (доверенность N УФАС/2022 от 09.06.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6345э от 28.06.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 20.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300021022000054 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 212 515,14 руб.
24.06.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
28.06.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому заявка с идентификационным номером 112171088 признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе дословно указано: "При описании объекта закупки поставка медицинского оборудования (Поставка очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, передвижного II), Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - ООО "НМФ "АМБИЛАЙФ".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).
В рассматриваемом случае Комиссией установлено, что совокупности характеристик, установленных в электронном документе "Описание объекта закупки" соответствует товар как минимум двух производителей, а именно:
- "Установка для обеззараживания и очистки воздуха фотокаталитическая "Амбилайф" по ТУ 32.50.50-001-63489137-2018 "Амбилайф" Т, в варианте исполнения: Модель Т 100" (производства ООО "НМФ Амбилайф", регистрационное удостоверение от 23.11.2020 N РЗН 2020/11080);
- "Обеззараживатель-очиститель воздуха "Тион А" ("Tion A") по ТУ 9451-001-41364524-2014" (регистрационное удостоверение от 30.01.2017 N РЗН 2016/4298, производитель ООО "Аэросервис").
Заявитель в своей жалобе указывает, что "Обеззараживатель-очиститель воздуха "Тион А" не соответствует описанию объекта закупки по следующим характеристикам: "Исполнение - передвижное", "Производительность прибора, м3/час - Не менее 100", "Отсутствие источника озона и ртутных, газоразрядных бактерецидных. Ламп - наличие".
В соответствии с руководством по эксплуатации, монтажу и сервису "АВТОНОМНЫЕ ОБЕЗЗАРАЖИВАТЕЛИ-ОЧИСТИТЕЛИ ВОЗДУХА "ТИОН А", МОДЕЛИ: А50, А100, А150, А150 (-S)" модель ТИОН А может быть установлен на подвижное основание, что фактически обеспечивает потребность заказчика в возможность передвижения (мобильность) медицинского изделия и не противоречит требованию заказчика о "передвижном исполнении".
Модель Тион А100 обеспечивает производительность 100 м3/ч. Комиссия отмечает, заказчиком не установлены требования к площади помещений в которых такая производительность должна обеспечиваться, кроме того из описания объекта закупки данное требование к характеристике товара рассчитано исходя из объема помещений заказчика (согласно приведенному руководству по эксплуатации рекомендуемый объем обслуживаемого помещения до 33 м3).
В части довода о наличии в очистителе воздуха Тион А источника озона Комиссия отмечает, что данный вывод фактически основан на неверном толковании положений руководства по эксплуатации медицинского изделия и документально не подтвержден.
Согласно пункту 4.2 "Принципа работы" руководства по эксплуатации обеззараживатель-очиститель воздуха работает в режиме 100% рециркуляции. Он забирает воздух через входную решетку и пропускает его через систему фильтров (рисунок 1, поз. 3), очищая его от механических и химических примесей, инактивируя (уничтожая) все типы микроорганизмов (в том числе споры плесневых грибов), а затем возвращает очищенный воздух в помещение через выходное отверстие.
За счет озона, продуцируемого из кислорода электростатическим блоком в бактерицидных концентрациях, обеспечивается инактивация (уничтожение) вирусов, бактерий, а также спор плесневых грибов. Благодаря инактивации объемный HEPA- фильтр постоянно стерилен при эксплуатации, включая замену фильтра (утилизация в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 для отходов класса А).
Таким образом, обеспечивается полная микробиологическая безопасность системы фильтрации. Озон полностью разлагается в кислород, проходя через адсорбционно-каталитический фильтр, одновременно ускоряя реакции разрушения молекулярных химических соединений. Адсорбционно-каталитический фильтр предназначен для фильтрации вредных веществ в газовой фазе и запахов. Концентрации озона на выходе из прибора гарантированно не превышают ПДКсс весь срок эксплуатации, таким образом, прибор может круглосуточно эксплуатироваться в присутствии людей.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что как минимум два медицинских изделия соответствуют установленным требованиям, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе к описанию объекта закупки.
Иные медицинские изделия, приведенные заявителем в жалобе, потребности заказчика не отвечают, обладают сравнительно худшими характеристиками.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, довод жалобы признан необоснованным.
Довод в части неправомерности установления требования к виду кода медицинского изделия Комиссия также признает необоснованным и отмечает, что само по себе указание такого кода в описании объекта закупки не ведет к ограничению возможности предложить к поставки различный товар.
Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24852) алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в качестве классификационных признаков, в том числе использует область применения медицинского изделия, эксплуатационные и конструктивные особенности.
Заказчик в силу приказа Минздрава России от 31.05.2019 N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55087) обязан закупать очистители воздуха фильтрующие высокоэффективные, передвижные с кодом 152690.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕШЕНИЕМ НА ВЫСОТЕ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, передвижного II (Реестровый номер 2022.046307)" (извещение N 0352300021022000054).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 июля 2022 г. N 055/06/33-565/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022