Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>., председателя Комиссии, помощника руководителя; членов Комиссии: <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителей Министерства здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик) <_> (доверенность NАП/11-951 от 24.01.2022), при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - ГКУ РО "ЦЗРО") <_> (доверенность N1 от 10.01.2022), при участии руководителя ООО "СОНОРЭЙ" (далее - Заявитель, Общество) - <_> (решение единственного участника от 05.04.2022), при участии представителей ГБУ РО "Касимовский МЦЦ" <_> (доверенность N19 от 28.06.2022), <_> (доверенность N20 от 28.06.2022), при участии представителя ООО "ВКО Медпром" <_>. (доверенность N15 от 28.06.2022), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "СОНОРЭЙ" на действия Заказчика (Министерства здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система рентгеновской томографии линейная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0859200001122007353 от 16.06.2022), и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система рентгеновской томографии линейная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - электронный аукцион).
16.06.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 000 000,00 (сорок пять миллионов) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило ГКУ РО "ЦЗРО" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил правила использования КТРУ, использовав код позиции несоответствующий объекту закупки, что повлекло нарушение требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС); описание технических характеристик поставляемого товара характерно для описания характеристик конкретного производителя; неправомерно установлено ограничение о допуске товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N878).
В отзыве на жалобу NЛИ/11-10638 от 28.06.2022 Заказчик сообщил, что положения извещения о проведении электронного аукциона установлены с требованиями действующего законодательства, поэтому доводы Заявителя о неправомерном установлении требований к участникам закупки необоснованны.
В отзыве на жалобу N259 от 28.06.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что Заказчик воспользовался предоставленным Законом о ФКС правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из объективных потребностей, применив при этом надлежащий код позиции КТРУ.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС).
Во исполнение ст. 14 Закона о ФКС, а также Постановления N 878" в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. (Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, код (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.60.11.111 Томографы компьютерные).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) установлены правила формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования (далее - Правила).
В соответствии с этими Правилами Заказчиком установлен код КТРУ: 26.60.11.111- 00000001 Система рентгеновской томографии линейная. В отношении данного кода в каталоге не содержится описания характеристик товара.
Согласно письму Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463: "В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования каталога.
Такое сформированное описание размещается Минфином России исключительно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС.
В силу п. 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности, предусмотренную пп. "г" п. 10 Правил формирования каталога), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с п 13 Правил формирования каталога не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается и соответственно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается.
Учитывая изложенное, в этом случае:
- не наступают условия применения п. 4 Правил использования каталога в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога;
- заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о ФКС (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги)".
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, включение дополнительных функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, по отношению к предусмотренным в позиции каталога, таким образом данный пункт не подлежит применению, поскольку в позиции каталога не сформирована ни одна характеристика товара, работы, услуги по установленному Заказчиком коду КТРУ, а в соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в связи с отсутствием в каталоге описания характеристик товара, работы, услуги по установленному в документации коду КТРУ Заказчиком применен п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145.
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России Заказчик пояснил, что исходя из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) сформирован от общего к частному: например, в рассматриваемом случае под кодом 26.60.11 - объединены все аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета- или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях.
Далее в классификаторе определяются подвиды указанных аппаратов: 26.60.11.110 - Аппараты, основанные на использовании рентгеновского излучения, применяемые в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию; 26.60.11.111 - Томографы компьютерные (заявлен к закупке Заказчиком); 26.60.11.112 - Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические); 26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические; 26.60.11.114 - Аппараты для использования в стоматологии, основанные на действии рентгеновского излучения; 26.60.11.119 - Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях.
В рассматриваемом случае исходя из потребностей лечебного учреждения Заказчик выбрал КТРУ - 26.60.11.111-00000001 "Система рентгеновской томографии линейная", так как специальные коды КТРУ для рентгена дерматологического, стоматологического и пр. потребностям Заказчика не удовлетворяют. В рассматриваемом случае заказчику нужен томограф, который позволит смотреть много направлений: онкологию, сосуды, головной мозг".
Согласно Правилам формирования и ведения КТРУ, а также правилам его использования Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом каждая позиция КТРУ содержит две даты: дата внесения позиции в КТРУ и дата начала ее обязательного применения.
Заказчику, по мнению Заявителя, подходит КТРУ 26.60.11.119-00000028, который обязателен к применению с 16.07.2022. Вместе с тем, указанная позиции каталога не является обязательной к применению, условия применения пп."а" п.5 Правил использования каталога в отношении указанной позиций до 16.07.2022 не наступают.
В соответствии с п. 3, 4 Правил Заказчики могут пользоваться сведениями из каталога с того момента, как позиция появилась в нем, но обязательным это становится только с указанной даты начала обязательного применения данной позиции.
В п. 9 Правил указано, что при осуществлении закупки, предусмотренной планом графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, Заказчик вправе руководствоваться п. 7 настоящих Правил.
Согласно п.7 Правил в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о ФКС.
В связи с тем, что в имеющейся позиции КТРУ не отображаются в полной мере технические характеристики товара необходимого к поставке, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке практически любого оборудования, не отвечающего требованиям Заказчика, а также в связи с необязательностью имеющегося в каталоге КТРУ и имеющейся возможностью описать товар в соответствии со ст. 33 Закона о ФКС, Заказчик вправе использовать необходимые ему характеристики при описании товара.
Относительно довода Заявителя о том, что описание объекта закупки свидетельствует о соответствии только одного производителя, а именно "Канон Медикал Системз Корпорейшн" (Система компьютерной томографии Aquilion Lightning (TSX-036A)) Комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему выводу.
Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Заказчиком представлено три коммерческих предложения соответствующие описанию объекта закупки:
1. Томограф компьютерный рентгеновский "SOMATOM" Definition Edge", страна происхождения: Германия;
2. Томограф рентгеновский компьютерный Anatom 64 Claririty, страна происхождения: КНР;
3. Система компьютерной томографии Aquilion Lightning SP (TSX-036A), страна происхождения: Япония.
На основании вышеизложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления запрета Заказчиком на допуск иностранных товаров в соответствии с положениями Постановления N 878, установленный Заказчиком код позиции КТРУ соответствует объекту закупки, описание технических характеристик поставляемого товара не ограничивает круг потенциальных участников.
Внеплановая проверка, проведенная Комиссией Рязанского УФАС России в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "СОНОРЭЙ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 4 июля 2022 г. N 062/06/106-375/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2022