Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: врио заместителя руководителя - <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок - <_>., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок - <_>., при участии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" - <_>., (доверенность N550/1 от 31.08.2021), <_>., (приказ N138-л/с от 12.12.2018) представителя государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" - <_>., (доверенность N1 от 10.01.2022), в присутствии заинтересованного лица Министерства здравоохранения Рязанской области - <_> (доверенность N АП/11-951 от 24.01.2022), в присутствии заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" - <_> (доверенность от 05.07.2022), <_> (доверенность от 05.07.2022), <_> (доверенность 10.01.2022) в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "РТ-Медкомплект", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ" уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "РТ-Медкомплект" б/н б/д (вх. N291-ЭП/22 от 28.06.2022) на действия Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: аппараты ультразвукового сканирования, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящего объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N 0859200001122007461 от 20.06.2022) и проведя внеплановую проверку,
установила:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: аппараты ультразвукового сканирования, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящего объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (далее - электронный аукцион).
20 июня 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 967 845,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
Заказчик неправомерно не использовал позиции, содержащиеся в кодах позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033-37, уже имеющие установленные характеристики, а использовал код позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования", тем самым нарушил ч.6 ст.23 Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N 961 от 04.07.2022 Заказчик пояснил: что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве N 265 от 01.07.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки полностью отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, и доводы, изложенные в обращении, считает безосновательными и необоснованными, отмечая, что целью проведения любой закупки является прежде всего удовлетворение потребностей заказчика, а не абсолютно всех потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу N 11/МР-373 от 29.06.2022 заинтересованное лицо ГБУ РО "ОКОД" сообщило, что позиции КТРУ не учитывают и не описывают не только полную комплектацию оборудования, но и ключевые характеристики, поэтому Заказчик использовал код позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования" в соответствии с Законом о ФКС и учитывая потребности лечебного учреждения.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, заинтересованного лица поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещения об осуществлении закупки объектом электронного аукциона является поставка аппаратов ультразвукового сканирования с кодом общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 26.60.12.132.
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что имеющиеся в КТРУ коды товаров (в том числе, 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132- 00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037) с указанными техническими характеристиками не обеспечивают полного соответствия требованиям Заказчика. Дополнительные характеристики аппаратов ультразвукового сканирования, указанные Заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.
Для выполнения экспертной ультразвуковой диагностики, специалисту помимо получения серо-шкального (2D) изображения необходимо проведение дополнительных методик анализа данных, которые доступны на современных ультразвуковых системах и которые включены в необходимые протоколы кардиологического исследования (например: программа автоматической количественной оценки параметров глобальной и сегментарной сократимости стенки левого желудочка сердца, режим стресс-эхо, наличие чреспищеводной визуализации и, что важно, наличие реконструкции объемных данных, для построения моделей клапанов и отделов сердца, и т.д.) Для получения вышеперечисленных данных, ультразвуковая система должна обладать необходимой производительностью и датчиками, которые будут позволять получать качественное изображение в режиме 2D и 4D.
Данные параметры и требования отсутствуют в описании позиций, имеющихся в КТРУ.
При этом важно отметить, что многие из вышеупомянутых характеристик, отсутствующих в описании позиций КТРУ, присутствуют в техническом регламенте по составлению ТЗ на ультразвуковые системы - в частности, ГОСТ Р 56327-2014 (содержащий технические характеристики (параметры), которые должны быть включены в ТЗ на государственную закупку Аппаратов ультразвукового сканирования).
Имеющиеся в КТРУ коды товаров с указанными техническими характеристиками не подходят под требования Заказчика, что является основанием для неприменения этих кодов и характеристик КТРУ, и как следствие, отсутствием необходимости обосновывать включение иных характеристик, что подтверждается п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, характеристик, указанных в вышеперечисленных позициях КТРУ, недостаточно для описания товара "Аппараты ультразвукового сканирования", чтобы они в полной мере соответствовали потребностям лечебного учреждения.
Все вышеуказанные позиции каталога не учитывают и не описывают не только полную и конкретную комплектацию оборудования, но и следующие ключевые характеристики:
1. Не указаны возможные варианты измерений в различных режимах, что может значительно снизить функциональные свойства возможного к поставке оборудования и не позволит производить необходимые измерения при обследовании пациентов.
2. Не отражены важные сервисные функции: регулировка скорости просмотра кино- петли, архив пациентов с поиском.
3. Не указаны параметры формирования изображения, возможность проведения панорамного сканирования, определение объема крови заменяемого в ЛЖ сердца за один кардио- цикл.
4. Полностью отсутствуют требования к монитору, которые крайне важны для четкого отображения - визуализации данных и качественной диагностики.
5. Справочником не определяются параметры диапазонов частот датчиков, определяющие их назначение и параметры сканирования, требующиеся в определенных исследованиях, исходя из потребностей и задач лечебного учреждения.
6. Среди возможных видов исследований не указаны чреспищеводные исследования и эхокардиография детей.
Таким образом, использование указанных позиций каталога при описании объекта рассматриваемой закупки не представляется возможным, так как позиции каталога не содержат потребительских свойств и характеристик медицинского оборудования, необходимого Заказчику, а закупка оборудования на основании исключительно характеристик, содержащихся в каталоге, приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что если в техническом задании будут отсутствовать необходимые параметры и не будет конкретизирована комплектность закупаемого оборудования, то участников закупки будет отсутствовать обязанность включения их в комплект поставки, что приведет к невозможности использования медицинского оборудования в полной мере для удовлетворения потребности Заказчика и пациентов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России находит довод Заявителя несостоятельным.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом электронного аукциона является поставка аппаратов ультразвукового сканирования с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132.
На основании п."а" ч.1 Постановления N 1432 позиция с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования" исключена из перечня N1 Постановления N 102.
Таким образом, действия заказчика нарушают п.15 ч.1 ст.42 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" п. 1 ч. 3 и ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "РТ-Медкомплект" необоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") нарушавшим п.15 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области"), и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ"), Уполномоченному учреждению (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") об устранении нарушений Закона о ФКС;
4. Передать материалы по делу N062/06/106-387/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 7 июля 2022 г. N 062/06/106-387/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022