Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик)
...
представителя государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии заинтересованного лица Министерства здравоохранения Рязанской области
...
, в присутствии заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУ РО "ОКОД")
...
, в присутствии представителя ООО "ФАРМЕСТ" (далее - Заявитель, Общество)
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ" уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ФАРМЕСТ" на действия Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: аппараты ультразвукового сканирования, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящего объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N 0859200001122007461 от 20.06.2022) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: аппараты ультразвукового сканирования, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для оснащения строящего объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (далее - электронный аукцион).
20.06.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 967 845,00 (пятьдесят четыре миллиона девятьсот шестьдесят семь тысяч восемьсот сорок пять) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1.Заказчик неправомерно не использовал позиции, содержащиеся в кодах позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033-37, уже имеющие установленные характеристики, а использовал код позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования", тем самым нарушил ч.6 ст.23 Закона о ФКС.
2. Заказчик неправомерно установил ограничения допуска в соответствии с перечнем N1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) по позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования", которая исключена из перечня Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1432).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N962 от 04.07.2022 Заказчик сообщил, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве на жалобу N264 от 01.07.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки полностью отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, и доводы, изложенные в обращении, считает безосновательными и необоснованными, отмечая, что целью проведения любой закупки является прежде всего удовлетворение потребностей заказчика, а не абсолютно всех потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу N 11/МР-373 от 29.06.2022 заинтересованное лицо ГБУ РО "ОКОД" сообщило, что позиции КТРУ не учитывают и не описывают не только полную комплектацию оборудования, но и ключевые характеристики, поэтому Заказчик использовал код позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования" в соответствии с Законом о ФКС и учитывая потребности лечебного учреждения.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, заинтересованного лица поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не использовал позиции, содержащиеся в кодах позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033-37, уже имеющие установленные характеристики, а использовал код позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования", тем самым нарушил ч.6 ст.23 Закона о ФКС.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещения об осуществлении закупки объектом электронного аукциона является поставка аппаратов ультразвукового сканирования с кодом общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 26.60.12.132.
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что имеющиеся в КТРУ коды товаров (в том числе, 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132- 00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037) с указанными техническими характеристиками не обеспечивают полного соответствия требованиям Заказчика. Дополнительные характеристики аппаратов ультразвукового сканирования, указанные Заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.
Для выполнения экспертной ультразвуковой диагностики, специалисту помимо получения серо-шкального (2D) изображения необходимо проведение дополнительных методик анализа данных, которые доступны на современных ультразвуковых системах и которые включены в необходимые протоколы кардиологического исследования (например: программа автоматической количественной оценки параметров глобальной и сегментарной сократимости стенки левого желудочка сердца, режим стресс-эхо, наличие чреспищеводной визуализации и, что важно, наличие реконструкции объемных данных, для построения моделей клапанов и отделов сердца, и т.д.) Для получения вышеперечисленных данных, ультразвуковая система должна обладать необходимой производительностью и датчиками, которые будут позволять получать качественное изображение в режиме 2D и 4D.
Данные параметры и требования отсутствуют в описании позиций, имеющихся в КТРУ.
При этом важно отметить, что многие из вышеупомянутых характеристик, отсутствующих в описании позиций КТРУ, присутствуют в техническом регламенте по составлению ТЗ на ультразвуковые системы - в частности, ГОСТ Р 56327-2014 (содержащий технические характеристики (параметры), которые должны быть включены в ТЗ на государственную закупку Аппаратов ультразвукового сканирования).
Имеющиеся в КТРУ коды товаров с указанными техническими характеристиками не подходят под требования Заказчика, что является основанием для неприменения этих кодов и характеристик КТРУ, и как следствие, отсутствием необходимости обосновывать включение иных характеристик, что подтверждается п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, характеристик, указанных в вышеперечисленных позициях КТРУ, недостаточно для описания товара "Аппараты ультразвукового сканирования", чтобы они в полной мере соответствовали потребностям лечебного учреждения.
Все вышеуказанные позиции каталога не учитывают и не описывают не только полную и конкретную комплектацию оборудования, но и следующие ключевые характеристики:
1. Не указаны возможные варианты измерений в различных режимах, что может значительно снизить функциональные свойства возможного к поставке оборудования и не позволит производить необходимые измерения при обследовании пациентов.
2. Не отражены важные сервисные функции: регулировка скорости просмотра кино- петли, архив пациентов с поиском.
3. Не указаны параметры формирования изображения, возможность проведения панорамного сканирования, определение объема крови заменяемого в ЛЖ сердца за один кардио- цикл.
4. Полностью отсутствуют требования к монитору, которые крайне важны для четкого отображения - визуализации данных и качественной диагностики.
5. Справочником не определяются параметры диапазонов частот датчиков, определяющие их назначение и параметры сканирования, требующиеся в определенных исследованиях, исходя из потребностей и задач лечебного учреждения.
6. Среди возможных видов исследований не указаны чреспищеводные исследования и эхокардиография детей.
Таким образом, использование указанных позиций каталога при описании объекта рассматриваемой закупки не представляется возможным, так как позиции каталога не содержат потребительских свойств и характеристик медицинского оборудования, необходимого Заказчику, а закупка оборудования на основании исключительно характеристик, содержащихся в каталоге, приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что если в техническом задании будут отсутствовать необходимые параметры и не будет конкретизирована комплектность закупаемого оборудования, то участников закупки будет отсутствовать обязанность включения их в комплект поставки, что приведет к невозможности использования медицинского оборудования в полной мере для удовлетворения потребности Заказчика и пациентов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России находит довод Заявителя несостоятельным.
2. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил ограничения допуска в соответствии с перечнем N1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) по позиции ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования", которая исключена из перечня Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1432).
В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом электронного аукциона является поставка аппаратов ультразвукового сканирования с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132.
На основании п."а" ч.1 Постановления N 1432 позиция с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования" исключена из перечня N1 Постановления N 102.
Таким образом, довод Заявителя обоснован, действия заказчика нарушают п.15 ч.1 ст.42 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ФАРМЕСТ" частично обоснованной;
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") нарушавшим п.15 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области"), и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений Закона о ФКС;
4. Передать материалы по делу N062/06/106-381/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 7 июля 2022 г. N 062/06/106-381/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022