Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (далее - Заявитель, ИП Кремешкова А.А.) (вх. N 3923 от 29.06.2022) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаавтодор" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по установке железобетонных стоек освещения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тульской области с использованием материалов заказчика (закупка N 0366200035622003369) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Заказчика на основании доверенности;
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" по доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как в нарушение требований статьи 31 Закона в извещении о Закупке Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона и позицией 9 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку рассматриваемая Закупка, с точки зрения ИП Кремешковой А.А., осуществляется на строительство некапитального строения (строений).
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, принимающие участие в заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу, просили оставить жалобу без удовлетворения.
При этом представитель Заказчика пояснил, что данная Закупка осуществляется в рамках выполнения Заказчиком Государственного задания в части устройства недостающего электроосвещения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тульской области.
В целях этого, по рассматриваемой закупке необходимо выполнить отдельные виды работ по устройству недостающего электроосвещения, а именно - произвести установку отдельных железобетонных стоек освещения для выполнения Государственного задания в части устройства недостающего электроосвещения из материалов заказчика.
Оставшаяся часть работ по устройству недостающего электроосвещения будет произведена силами Заказчика либо с привлечением сторонних хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах, предметом Закупки является не строительство некапитального строения (строений), а выполнение отельных видов работ по установке железобетонных стоек освещения, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки в извещении о Закупке Заказчиком не устанавливались.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 20.06.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 590 000,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
В соответствии с пунктами 13 и 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а реконструкцией линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
На основании пункта 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальным ремонтом линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 9);
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 10);
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11);
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
В соответствии с положениями части 3 статьи 16, части 3 статьи 17, части 3 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, по содержанию автомобильных дорог, по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Виды (классификация) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждены приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации; устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по установке железобетонных стоек освещения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тульской области с использованием материалов заказчика.
В Описании объекта Закупки извещения о Закупке приведено наименование работ, подлежащих выполнению в рамках электронного аукциона:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
1. |
Установка железобетонных стоек освещения для выполнения Государственного задания в части устройства недостающего электроосвещения |
шт |
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
1. |
Развозка ж/б стоек от места складирования на объекте, по пикетам (места установки). |
шт |
2. |
Бурение котлованов на глубину до 3,0 м. |
шт |
3. |
Оснащение ж/б стойки, перед установкой, линейной арматурой (анкерные кронштейны CS10.3 и комплект промежуточной подвески ES1500.E, с креплением бандажной лентой F207, скрепами NC20 и бугелями NB20, согласно проектной документации). |
шт |
4. |
Установка ж/б стойки в пробуренный котлован, по привязкам от края проезжей части автодороги, согласно проектной документации. |
шт |
5. |
Обратная засыпка котлована вынутым грунтом с послойным уплотнением, после проверки вертикального уровня установленной стойки и отбивки створа линии (ж/б стойка не должна выходить за створ линии, если это не предусмотрено проектной документацией). |
шт |
6. |
Установка кронштейнов У4 (У1) на подкосных опорах и стяжек Х89 на угловых анкерных (двух стоечная УА23), согласно проектной документации. |
шт |
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (подпункт "а" пункта 1).
Разделом III. Приложения N 1 к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, в том числе при проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги (позиция 17); на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги (позиция 18).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 17 18 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
С учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам, выполняемым в сфере дорожной деятельности.
Комиссией установлено, что Заказчиком в данном случае выступает государственное учреждение Тульской области "Тулаавтодор".
При этом начальная (максимальная) цена контракта Закупки составляет 5 590 000,00 рублей, что является суммой, превышающей 5 млн. рублей, предусмотренную подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571, как пороговую для применения положений Постановления Правительства N 2571 в части установления дополнительных требований к участникам закупки при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае, Заказчик обязан был применить положения раздела III. Приложения N 1 к Постановлению N 2571 и установить дополнительные требования к участникам закупки в извещении о Закупке.
Комиссией установлено, что в извещении о Закупке и электронных документах к нему дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные положениями части 2 статьи 31 Закона и Постановлением Правительства N 2571, не установлены, что является нарушением части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона.
Постановлением Правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Пунктом 4 раздела 2 "Функции уполномоченного учреждения" Положения установлено, что уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков, направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;
- на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) установленных законодательством документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 6 раздела 3 "Функции заказчиков" Положения заказчики:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку, соответствующую требованиям раздела 4 настоящего Положения;
- устанавливают требования к участникам закупки;
- устанавливают требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также устанавливают (при необходимости) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за информацию, указанную в заявке и документах, направленных в уполномоченное учреждение в соответствии с пунктами 9 и 9.1 настоящего Положения.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, позиция 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 применима при проведении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В рассматриваемом случае, как было указано выше, работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам, выполняемым в сфере дорожной деятельности.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия не может констатировать факт возникновения у Заказчика обязанности в рамках данной закупки устанавливать дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571, связи с чем рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (вх. N 3923 от 29.06.2022) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаавтодор" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по установке железобетонных стоек освещения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тульской области с использованием материалов заказчика (закупка N 0366200035622003369) не обоснованной.
2. Признать государственное учреждение Тульской области "Тулаавтодор" нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42, часть 5 статьи 31 Закона.
3. Выдать государственному учреждению Тульской области "Тулаавтодор", государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 июля 2022 г. N 071/06/106-565/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022