В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 04.07.2022 N 59 "О проведении внеплановой проверки", во исполнение поручения ФАС России от 29.06.2022 N ПИ/62478/22 (вх.N3939 от 30.06.2022), на основании обращения общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНБИО" комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), проведена внеплановая проверка деятельности государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной клинический онкологический диспансер" (ИНН 7105015293) (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ИНН 7107541446) (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый) (закупка N 0366200035622001601) (далее - Закупка), при участии:
- представителя Уполномоченного учреждения на основании доверенности;
- представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Проверка начата 04.07.2022, окончена 06.07.2022.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с поручением ФАС России от 29.06.2022 N ПИ/62478/22, на основании поступившего обращения общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНБИО" по вопросу нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ввиду неправомерного установления Заказчиком в приложенном к извещению о Закупке документе "Описание объекта закупки" требования к материалам изготовления корпуса порт-систем, а именно: полисульфан или полиоксиэтилен в рамках закупки N 0366200035622001601, Комиссия установила следующее.
Извещение о Закупке 12.04.2022 размещено в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 823 354,40 рублей.
Предметом Закупки является поставка изделий медицинского назначения (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый).
На участие в Закупке подана 1 заявка, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона Закупка признана несостоявшейся.
06.05.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Кристалл" заключен контракт N 03662000356220016010001 на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый).
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования каталога).
Правилами использования каталога предусмотрено:
Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).
В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами а, б пункта 5 Правил использования каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (пункт 7).
Согласно Извещению о Закупке объектом Закупки является поставка изделий медицинского назначения (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый)" код позиции по КТРУ - 32.50.50.190-00000977.
Пункт 1 "Наименование и количество поставляемых товаров" приложенного к Извещению о Закупке документа "Описание объекта закупки" содержит следующую информацию, относительно закупаемых товаров:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения |
Количество поставляемого товара |
1 |
Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый |
штука |
40 |
2 |
Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый |
штука |
40 |
3 |
Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый |
штука |
40 |
Для показателя "Материал изготовления корпуса порта" (подпункты 1.5, 2.5, 3.5 документа "Описание объекта закупки" к Извещению о Закупке) установлено следующее описание спорных показателей для товара "Порта инфузионный/инъекционный, имплантируемый": Полисульфан или полиоксиэтилен.
Согласно сведениям единой информационной системы, в КТРУ включена такая позиция как "Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый (является медицинским изделием)" (Код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000977), которой соответствует использованному Заказчиком коду. Указанный код КТРУ 32.50.50.190-00000977 включен в каталог 22.03.2019 и является обязательным к применению с 01.07.2019. Вместе с тем раздел КТРУ 32.50.50.190-00000977 "Описание товара, работы, услуги" не содержит сведений о характеристиках товара, в связи с чем Заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона (самостоятельно устанавливает в извещении о Закупке все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Включение в описание объекта закупки - порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый спорных требований Заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела.
Так, из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что им были определены требования к товару в соответствии с характеристиками указанными в каталоге товаров работ и услуг, код 32.50.50.190-00000977. КТРУ Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый (является медицинским изделием) 32.50.50.190-00000977, который не содержит обязательные характеристики для применения. В связи с этим Заказчик установил дополнительные характеристики, каждая из которых имеет четкое обоснование в описании объекта закупки. Установленные характеристики объекта закупки соответствуют потребностям Заказчика, сформированным в ходе опыта использования, специфики оказания специализированной медицинской помощи.
Заказчик указывает, что материалы, требования к которым установлены в описании объекта закупки, являются безопасными, биосовместимыми и по опыту использования не вызывают отторжений или реакций гиперчувствительности при длительном нахождении в теле пациента. Комбинация материалов камеры и корпуса обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии.
Заказчик сообщает, что закупаемые порт-системы используются для введения онкологическим больным химиотерапевтических лекарственных препаратов, повреждающих периферические вены. Порт-системы, предусмотренные к закупке, имплантируются пациенту и обеспечивают длительный сосудистый доступ, что предотвращает поражение вен и повышает качество лечения. При этом главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий во время и после имплантации медицинского изделия. Учитывая, что онкологические больные могут носить порт-системы на протяжении всей жизни, данное медицинское изделие должно быть биологически устойчивым и совместимым, безопасным и не влиять на качество жизни пациента.
При лечении онкологических заболеваний у пациентов необходимо четко оценивать эффективность лечения, наличие артефактов может ложно указывать на прогрессирование болезни у пациентов, несвоевременного принятия оперативного решения по оказанию помощи и как следствие летального исхода. Кроме того, указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций.
Критерии выбора материала для изготовления корпуса камеры порта/катетера свидетельствуют о необходимости оценивать потенциальные риск и пользу от проведения медицинских манипуляций и действовать в интересах пациентов.
Учитывая, что закупаемое изделие медицинского назначения оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение того, что при лечении пациентов максимально будут исключены любые нежелательные реакций и последствия в рамках оказания медицинской помощи.
Кроме того, Заказчиком при подготовке документации о Закупке был произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При направлении запроса о получении ценовой информации с описанием технических характеристик товара, являющегося объектом закупки, было получено 3 коммерческих предложения.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого оборудования содержатся в приложенном к Извещению о Закупке документе "Описание объекта закупки".
По общему правилу указание заказчиком в Извещении о Закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в документе "Описание объекта закупки" Извещения о Закупке характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.
Кроме того, объектом данной Закупки является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.
Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем анализатора, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии нарушений Закона при проведении Закупки не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 июля 2022 г. N 071/06/99-573/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - изделия медицинского назначения - ктру - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022