Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Колосова Михаила Викторовича (далее - Заявитель, ИП Колосов М.В.) (вх. N 3995 от 01.07.2022) на действия администрации муниципального образования Заокский район (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования (закупка N 0166300021122000021) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),
без участия представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате времени и способе рассмотрения настоящего дела;
Заказчик, комиссия по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования Заокский район (далее - Аукционная комиссия) представили ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в их отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель указывает, что извещение о Закупке не содержит запрета на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" с лицами, указанными в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" (вместе с "Перечнем юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры") (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851), а также находящимися под их контролем организациями.
В связи с изложенным, Заявитель усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 23.06.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 317 742,90 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).
Подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями.
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 издано Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" с лицами, указанными в перечне, утвержденном настоящим постановлением, а также находящимися под их контролем организациями (далее - лица, находящиеся под санкциями).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 определены следующие дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций":
сделки, совершаемые в пользу лиц, находящихся под санкциями;
сделки, предусматривающие заход в порты Российской Федерации судов, принадлежащих и (или) зафрахтованных лицами, находящимися под санкциями, в их интересе или по их поручению;
сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями.
Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Аналогичной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 9 июня 2022 г. N 24-06-06/54846.
Однако, в извещении о Закупке не содержится информация о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации N 252 от 03.05.2022, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц, что нарушает требования пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения требований Закона свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2022 Аукционная комиссия приняла решение о признании 3 заявок участников Закупки соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Согласно представленным оператором электронной площадки АО "СБЕРБАНК-АСТ" в материалы дела сведениям, Аукционная комиссия приняла указанное решение в отношении следующих заявок:
1) (заявка с идентификационным номером 61);
2) (заявка с идентификационным номером 87);
3) (заявка с идентификационным номером 239).
При этом, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 утвержден прилагаемый перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что сведения об указанных в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2022 лицах (заявки которых признаны Аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона) отсутствуют в Перечне.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона ввиду того, что такое нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Колосова Михаила Викторовича (вх. N 3995 от 01.07.2022) на действия администрации муниципального образования Заокский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования (закупка N 0166300021122000021) обоснованной.
2. Признать администрацию муниципального образования Заокский район нарушившей пункт 12 части 1 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 июля 2022 г. N 071/06/106-572/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022