На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N82 проведена внеплановая проверка соблюдения Главным Управлением МЧС России по г. Москве законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупки у единственного поставщика на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (контракт N51-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022); на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам федеральной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (контракт N52-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022).
Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) проведена внеплановая проверка посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.И. Уваровой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
И.А. Арефьева - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей от государственного заказчика - Главного Управления МЧС России по г. Москве: Е.Н. Черемхиной (доверенность NДВ-108-14/11 от 10.01.2022), Л.А. Федосенко (доверенность NДВ-108-312/22 от 01.07.2022),
УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - Главным Управлением МЧС России по г. Москве (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (контракт N51-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022); на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (контракт N52-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022).
06.02.2022 между Заказчиком и ГБУЗ Московской области "Щелковский перинатальный центр" на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен Контракт контракт N 51-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО), предметом которого является оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг.
Цена Контракта составляет 1 705, 00 рублей.
06.02.2022 между Заказчиком и ГБУЗ Московской области "Щелковский перинатальный центр" на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен Контракт контракт N 52-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО), предметом которого является оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг.
Цена Контракта составляет 32 650, 53 рублей.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные контракты заключены в соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе на оказание услуг по ведению и непосредственно роды сотрудника Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Исходя из представленных письменных пояснений Заказчика следует, что на основании письма Министерства финансов Российской Федерации N 24-02-08/107795 и Федеральной антимонопольной службы N МЕ/107414-пр/20 от 08.12.2020 установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов исполнительной власти и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N247-ФЗ) при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения.
Сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) прикреплены на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ).
В медицинских организациях МВД РФ и МЧС РФ данный вид медицинских услуг сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники ФПС ГПС) не оказывается и в соответствии ч. 4 ст 32 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) услуги не являются плановыми.
В соответствии с ч. 1. Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", расходы возмещаются медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Согласно пояснениям Заказчика государственные контракты N 51-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022, N 52-ГК-ВОУ-226-ОМПО(УМПО) от 06.06.2022 на оказание медицинских услуг сотрудникам ФПС ГПС заключены с Государственными бюджетными учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУ ДЗМ), Государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Московской области (ГБУЗ МО) и Федеральными государственными бюджетными учреждениями Минздрава России (ФГБУ), которые в свою очередь являются подведомственными учреждениями органа исполнительной власти, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", Министерство здравоохранения Российской Федерации является органом исполнительной власти.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что из материалов дела усматривается, что Заказчиком заключены вышеуказанные контракты не с ГБУ ДЗМ и ФГБУ, как на то указывает Заказчик в письменных пояснениях, а исключительно с ГБУЗ МО.
При этом положения ч. 1 и 8 ст. 21, ст. 25 Закона N 323-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 283-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Закона N 247-ФЗ не содержат специальных положений о том, кто именно выбирает медицинскую организацию при отсутствии ведомственных медицинских организаций по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника.
Также представитель Заказчика пояснил, что ввиду вышеуказанных обстоятельств Заказчику не представлялось возможным осуществить закупки конкурентным способом, так как в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N323-ФЗ медицинские организации выбираются сотрудниками ФПС ГПС по принципу приближенности к месту жительства, места работы и на основании п. 1 ч. 5 ст. 19 Закона N323-ФЗ сотрудники ФПС ГПС имеют право на выбор врача и медицинской организации, с целью оказания своевременной специализированной медицинской помощи матери и ребёнку и другим видам медицинской помощи.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что согласно Письма Минфина России N 24-02-08/107795, ФАС России N МЕ/107414-ПР/20 от 08.12.2020 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, медицинскими организациями" в случае, если выбор медицинской организации осуществляет соответствующий орган исполнительной власти (а не военнослужащий или лицо, приравненное по медицинскому обеспечению к военнослужащему) путем осуществления закупки и заключения с медицинской организацией контракта - заключение такого контракта осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, при этом:
а) при необходимости закупки на оказание медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающего возможность такой закупки в требуемом объеме и вне зависимости от возникновения обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации;
б) при необходимости закупки на оказание плановой медицинской помощи - закупка осуществляется по общему правилу путем выбора соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также на заседании Комиссии Управления Заказчику задан вопрос относительно наличия или отсутствия экстренной ситуации, наличие которой могло бы свидетельствовать о возможности заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что у сотрудника ФПС ГПС имелись показания ввиду угрозы выкидыша.
На основании вышеуказанных пояснений Комиссией Управления объявлен перерыв в проведении проверки до 07.07.2022 в 14:00.
После объявления перерыва в материалы дела Заказчиком представлено письмо ГБУЗ Московской области "Щелковский перинатальный центр" от 04.07.2022 исх. N158-57/01-28/296, согласно которому ГБУЗ Московской области "Щелковский перинатальный центр" сообщает, что "в соответствии с ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ, а также ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, не выдаются. Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья".
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие наличия экстренной ситуации, наличие которой могло бы свидетельствовать о возможности заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, например решение врачебной комиссии.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае осуществление Заказчиком закупок на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе является неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком при проведении Закупок допущено нарушение положений п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку восстановление нарушенных прав и законных интересов возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
И.И. Уварова |
|
|
И.А. Арефьев |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2022 г. N 077/06/17-9958/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022