Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_> в присутствии представителя от заказчика - Государственного учреждения -
Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии - <_>, представителя по доверенности, в отсутствии победителя закупки - индивидуального предпринимателя <_>, рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение, представленное Государственным учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии ( далее - ОПФР по Чувашской Республике - Чувашии, Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - ИП <_>., Поставщик), зарегистрированном по <_>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 28.06.2022 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе <_. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях), приведено в части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
18.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0215100000422000013 о проведении электронного аукциона на поставку бытовой техники, с начальной (максимальной) ценой 68 960,82 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подряд-
чика, исполнителя) от 01.03.2022 NИЭА1 индивидуальный предприниматель <_> была признана победителем электронного аукциона, заявка на участие в закупке которой была единственной и соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
14.03.2022 между Заказчиком и <_> заключен контракт на поставку бытовой техники (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Заказчик поручает (закупает товар), а Поставщик в течение срока, установленного в разделе 7 Контракта, принимает на себя обязательства по поставке для нужд Заказчика бытовой техники - электрочайников бытовых и микроволновых печей, именуемых в дальнейшем по тексту Контракта как - "Товар", в полном соответствии с условиями и требованиями, установленными в Технических требованиях (приложение 1 к Контракту).
Со дня заключения Контракта Поставщик обязан начать исполнение своих обязательств, предусмотренных Контрактом ( пункт 7.1 Контракта )
Поставщик обязан не позднее 15 апреля 2022 г. завершить поставку Товара в полном объеме, предусмотренном Контрактом ( пункт 7.3.Контракта ).
Также пунктом 7.4 Контракта установлено, что поэтапное исполнение Контракта - не предусмотрено. В связи с чем, Поставщику следует учитывать следующее: в указанный настоящим разделом Контракта срок поставки Товара включается срок(и) приемки поставленного Товара (электронное актирование).
Согласно пункту 16.2. расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Установлено, что в предусмотренный Контрактом срок обязательства Поставщиком не исполнены.
Неисполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить результат, предусмотренный Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта
(ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в по-
рядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а"
настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщи-
ку (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Заказчиком в Чувашского УФАС России был предоставлен скан письма ИП <_>от 15.04.2022 г. N1/13, содержание которого гласит о том, что ИП просит, ввиду сложной экономической обстановки и невозможности поставки товара по причине отсутствия на складах на неопределенный срок, расторгнуть Контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
Вместе с тем, Заказчиком был предоставлен скан ответа на вышеуказанное письмо об отказе в расторжении контракта по соглашению сторон, а также на основании пункта 11.1.3 Контракта поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьи 14 Закона N 44-ФЗ, решить вопрос по поставке в срок до 26 апреля 2022 г. (включительно). На что, как пояснил представитель Заказчика, Поставщиком не дано обратной связи.
30.05.2022 Заказчик, в силу пункта 16.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение направлено Исполнителю посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением.
30.05.2022 принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о надлежащем исполнении требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятом Заказчиком 30.05.2022 , не получено.
Следовательно, датой надлежащего уведомления в соответствии с законодательством является 14.06.2022
Учитывая, что датой надлежащего уведомления поставщика о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.06.2022, соответственно, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу является 27.06.2022.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что причины, из-за которых Исполнитель не смог исполнить обязательства по Контракту, указанные в письме ИП <_> от 15.04.2022 г. N1/13 не являются следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в связи с чем указанные обстоятельства являются предпринимательскими рисками Исполнителя.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что представители предпринимателя на заседание Комиссии Чувашского УФАС России не явились и доказательств о выполнении условий Контракта надлежащим образом или о невозможности выполнения условий Контракта не представили, информация об ИП <_> подлежит включению в Реестр.
На момент рассмотрения дела Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что согласно сведениям содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей следует, что деятельность индивидуального предпринимателя <_> прекращена 27.04.2022, о чем внесена запись ГРН, однако данный факт не является основанием для: - прекращения производства по делу;
- не рассмотрения контрольным органом в сфере закупок поступившего обращения заказчика;
- в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 , не является самостоятельным правовым основанием для не включения в РНП субъекта предпринимательства который прекратил свою деятельность, поскольку указанным нормативно-правовым актом предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых контрольный орган в сфере закупок обязан отказать во включении информации в РНП, ввиду того, что указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Комиссия также отмечает, что субъект, прекративший свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не лишен в дальнейшем возможности возобновить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, целью ведения РНП является защита государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, требования Закона о контрактной системе, а равно Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 не предусматривают такого самостоятельного основания для не включения сведений в РНП, как прекращение субъектом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке на поставку бытовой техники, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на поставку бытовой техники, Комиссия нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявила.
По результатам рассмотрения представленной информации и документов, и проведения проверки фактов, подтверждающих недобросовестность <_>, Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения сведений об ИП <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года.
2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 6 июля 2022 г. N 021/10/104-633/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022