Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
от Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска - Клименко Н.А.(по доверенности),
от Управления муниципального заказа - Зинич Татьяна Васильевна (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО ООО "ДСК Зодчий" и материалы дела N027/06/8-835/2022
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДСК Зодчий" (далее - заявитель) на действия заказчика Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний для контроля качества устройства асфальтабетонного покрытия (извещение N0122300006122000622 от 10.06.2022).
По мнению заявителя, аукционной комиссией заказчика в техническом задании неправомерно установлены требования по местоположению лаборатории участника, что противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
На основании статьи 99 Закона N44-ФЗ Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122300006122000622 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 10.06.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс в электронной форме.
Объект закупки: оказание услуг по проведению лабораторных испытаний для контроля качества устройства асфальтабетонного покрытия.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3028066,14 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв от 29.06.2022 б/н, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/8-835/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуг, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в приложении N 3 к извещению "описание объекта закупки" техническим заданием установлены требования к оказанию услуг, а именно пунктом 3.1 установлено, что лаборатория Исполнителя должна располагаться в г. Хабаровске и должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. В область деятельности должны входить виды испытаний, установленные настоящим техническим заданием.
Пунктом 3.7 технического задания установлено, что пробы асфальтобетона предоставляются Заказчиком.
Кроме того, согласно пункту 3.1. проекта контракта местом оказания услуг является лаборатория Исполнителя, находящаяся в г. Хабаровске.
В соответствии с пунктом 7.1 проекта контракта Заказчик самостоятельно осуществляет доставку образцов (проб) материалов для проведения испытаний по месту нахождения лаборатории.
Таким образом, при участии в закупке потенциальный участник понимает, что в случае если представитель его организации территориально располагается в городе Хабаровска, но при этом лаборатория находится за пределами города Хабаровска, указанный участник не может участвовать в данной закупке в связи с ограничением возможности оказания услуг исключительно пределами города Хабаровска, мотивированного нахождением лаборатории в указанном городе.
Из пояснений заказчика следует, что требование к оказанию услуг о наличии лаборатории в городе Хабаровске указано в п. 3.1 технического задания и является потребностью заказчика для выполнения функций и полномочий управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, по следующим основаниям:
- в городе Хабаровске расположено достаточное число лабораторий осуществляющих необходимые испытания, что подтверждает факт наличия конкуренции;
- в п. 3.7 технического задания предусмотрено, что пробы асфальтобетона предоставляются заказчиком, то есть транспортные расходы не требуются, что приводит к экономии бюджетных средств;
- сформировать цену закупки с учетом транспортных расходов невозможно, поскольку определяется индивидуально для каждого города.
Между тем, результатом оказания услуг является протокол испытаний в 2-х экземплярах на бумажном носителе, указанный протокол может быть предоставлен любой лабораторией находящейся на территории Российской Федерации и соответствующей требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
Потребность заказчика в оказании услуг именно на территории города Хабаровска заказчиком не подтверждена, поскольку Заказчик может доставлять пробы асфальтобетона в городе Хабаровске, представителю победителя участника Закупки, а не непосредственно в лабораторию.
При этом в извещении о закупке, письменных пояснениях заказчика не содержится указаний на необходимость соблюдения кратчайшего срока передачи проб асфальтобетона, встречного предоставления результатов испытаний, что также свидетельствует о возможности оказания соответствующих услуг без необходимости территориального ограничения местонахождения лаборатории исключительно в городе Хабаровске.
Доводы Заказчика о достаточном количестве лабораторий в городе Хабаровске отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России как не свидетельствующие об обоснованности территориального ограничения. Закон N44-ФЗ не содержит критериев, позволяющих ограничивать конкуренцию в закупке в связи с наличием определенного перечня хозяйствующих субъектов на конкретной территории.
Доводы возражений на жалобу, мотивированные необходимостью учета транспортных расходов при осуществлении закупки, также отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку вне зависимости от наличия (отсутствия) оборудованной лаборатории исполнителя, расположенной в городе Хабаровска, расходы заказчика на передачу проб асфальтобетона остаются одинаковыми, в силу того, что основываются на возможности передачи таких проб в городе Хабаровске. Однако передача образцов для исследования возможна неограниченному кругу лиц, в том числе не обладающих оборудованной лабораторией в городе Хабаровске, с осуществлением дальнейшего исследования по иному месту расположения лаборатории, доставку в которую осуществляет исполнитель услуг.
При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное описание объекта закупки, содержащее требование о расположении лаборатории Исполнителя г. Хабаровске, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в указанной части, в действиях заказчика устанавливается нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Управления дорог и внешнего благоустройство администрации города Хабаровска предписания об установлении нарушений в проводимой закупке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСК Зодчий" на действия заказчика Управления дорог и внешнего благоустройство администрации города Хабаровска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний для контроля качества устройства асфальтабетонного покрытия (извещение N0122300006122000622 от 10.06.2022) обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление дорог и внешнего благоустройство администрации города Хабаровска нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушениях.
4. Передать материалы дела 027/06/8-835/2022 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 июля 2022 г. N 7-1/143
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022