Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Корней К.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Заказчик): Ковальчук Е.В. (по доверенности от 06.07.2022),
- уполномоченного органа - Управления организации муниципальных закупок администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Жириль Л.В. (по доверенности от 06.07.2022),
- заявителя - ООО "Дитеско" (далее - Заявитель): Пахомова А.С. (по приказу от 19.01.2018 N 2),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия для осуществления национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги 2022" (закупка N 0138300000422000515), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия для осуществления национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги 2022" (закупка N 0138300000422000515) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 23.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 1 261 166,20 рублей.
01.07.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 30.06.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, в извещении о Закупке неправомерно не установил требование к участникам Закупки о наличии у них выписки из реестра аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик в письме от 06.07.2022 N 2993/22 с доводом жалобы не согласился, пояснив следующее.
"В 2022 году в ходе реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" Заказчиком выполняются мероприятия по выполнению работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, в частности:
- ул. Пограничная на участке ПК0+00 - ПК11+96;
- ул. Пограничная на участке ПК 16+78 - ПК 32+46;
- ул. Абеля на участке ПК 0+00 - ПК 5+33;
- ул. Абеля на участке ПК 5+33 - ПК 6+68;
- ул. Молчанова (ПК 0+00 - ПК 8+48);
- Петропавловское шоссе.
В соответствии с условиями муниципальных контрактов Заказчик обязан осуществлять контроль над ходом и качеством выполняемых работ, соответствием объемов выполненных работ, наличием и правильностью ведения Подрядчиком первичной исполнительной технической документации, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
С участием Подрядчика осмотреть и принять результат работ в сроки, установленные Контрактом.
В ходе приемки выполненных работ провести экспертизу результатов выполненных работ. Экспертиза результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, проводится Муниципальным заказчиком своими силами или к ее проведению привлекаются эксперты, экспертные организации.
Таким образом, Заказником закупка на оказание услуг по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия для осуществления национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги 2022" размещена в целях осуществления контроля над ходом и качеством выполняемых работ для последующей приемки выполненных работ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Прямого указания на то, что к лицам, осуществляющим работы по подтверждению соответствия, предъявляются обязательные требования о наличии аккредитации, Закон N 184-ФЗ не содержит.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищного коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.03.2015 N 6950-АБ/08 автомобильные дороги, как и другие строительные сооружения, не являются продукцией, выпускаемой в обращение и подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Согласно нормам Закона N 384-ФЗ, ГрК РФ наличие аттестатов аккредитации для проведения работ по проектированию, строительству, ремонту и оценке соответствия строительных сооружений не требуется.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" испытание кернов их асфальтобетонного покрытия не относится ни к одному из видов работ или услуг требующих обязательной аккредитации.
В связи с чем, в извещении о закупке требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие выписки из реестра аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации установлению не подлежит.
Довод заявителя о том, что установление требования наличия выписки из реестра аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации обусловлено еще тем, что участник закупки на оказание услуг по лабораторным испытаниям должен оказывать услуги самостоятельно и быть компетентным, поскольку проектом контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных лабораторий на оказание услуг не состоятелен в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия для осуществления национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги 2022" (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
Аналогичная обязанность Исполнителя указана в пункте 3.1 проекта контракта, согласно которой Исполнитель обязан, в том числе оказывать услуги качественно, в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством и в сроки, предусмотренные Контрактом и в соответствии с требованиями, установленными Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
При этом, в силу подпункта 3.2.2 пункта 3.2 проекта контракта Исполнитель самостоятельно определяет способ оказания услуг, с учетом требований, действующих нормативных правовых актов к оказанию услуг.
Согласно разделу 3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) услуга должна быть оказана в соответствии с условиями Контракта и настоящим Техническим заданием, определяющим объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, с соблюдением требований действующих нормативных документов для данного вида работ, правил охраны труда, экологической и противопожарной безопасности, в полном объеме и в установленный Контрактом срок.
Испытательная лаборатория должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий, Приказу Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
Лабораторные испытания должны проводится в соответствии с нормативными документами, представленными в настоящем Техническом задании и с использованием исправного лабораторного и измерительного оборудования, предназначенного для проведения испытаний, предусмотренных настоящим Заданием, прошедшего калибровку и поверку в качестве средств измерений, аттестацию испытательного оборудования в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 года N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке", ГОСТ Р 8.568-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
Следовательно, при оказании услуг Исполнитель вправе привлечь на субподряд лабораторию соответствующую ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий, Приказу Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" либо провести лабораторные испытания с использованием исправного лабораторного и измерительного оборудования, предназначенного для проведения испытаний, предусмотренных настоящим Заданием, прошедшего калибровку и поверку в качестве средств измерений, аттестацию испытательного оборудования в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке", ГОСТ Р 8.568-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
Таким образом, требование к аккредитации испытательных лабораторий не относится к организации Исполнителя, поскольку Исполнитель не обязан располагать собственной испытательной лабораторией, так как вправе воспользоваться услугами иных лиц.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик, не установив в извещении об аукционе требование о выполнении лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории, не допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно извещению о Закупке предметом закупки являются услуги по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия.
Данная деятельность не лицензируется и членства в саморегулируемой организации не требует.
Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в электронном документе "Описание объекта закупки" общие требования и условия к выполнению работ, к результату работ: "Испытательная лаборатория должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий, Приказу Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
Лабораторные испытания должны проводится в соответствии с нормативными документами, представленными в настоящем Техническом задании и с использованием исправного лабораторного и измерительного оборудования, предназначенного для проведения испытаний, предусмотренных настоящим Заданием, прошедшего калибровку и поверку в качестве средств измерений, аттестацию испытательного оборудования в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 года N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке", ГОСТ Р 8.568-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.
Услуги должны быть оказаны с соблюдением требований ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия (с Поправкой)", ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний". СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", ГОСТ 28570-2019 "БЕТОНЫ Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций", и иных нормативных документов на соответствующие виды услуг, правил охраны труда, экологической и противопожарной безопасности, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы", что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1.1, 3.1 проекта контракта "Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по лабораторным испытаниям отобранных проб 70 кернов асфальтобетонного покрытия для осуществления национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги 2022" (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
Исполнитель обязан, в том числе оказывать Услуги качественно, в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством и в сроки, предусмотренные Контрактом и в соответствии с требованиями, установленными Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту)".
В силу подпункта 3.2.2 пункта 3.2 проекта контракта Исполнитель самостоятельно определяет способ оказания услуг, с учетом требований, действующих нормативных правовых актов к оказанию услуг.
Следовательно, при оказании услуг исполнитель вправе привлечь на субподряд лабораторию, соответствующую требованиям Технического задания и соответствующего законодательства.
Таким образом, не установление в извещении о Закупке требования к участникам Закупки о наличии у них аккредитованной лаборатории, выписки из реестра аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации не противоречит пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ К.А. Корней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 6 июля 2022 г. N 041/06/31-293/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022