Резолютивная часть решения оглашена 08 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГКУ ПО "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мир-Детям" (адрес: 196084, г.Санкт-Петербург ул.Смоленская д.9 лит.А, помещение 332; ИНН 1001185290), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, рп. Дедовичи, 182711, Псковская область, Дедовичский район, рп. Дедовичи (номер извещения: 0157200000321000362),
УСТАНОВИЛА:
04 июля 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мир-Детям" (адрес: 196084, г.Санкт-Петербург ул.Смоленская д.9 лит.А, помещение 332; ИНН 1001185290), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, рп. Дедовичи, 182711, Псковская область, Дедовичский район, рп. Дедовичи (номер извещения: 0157200000321000362).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 08 июля 2022 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000321000362 о проведении электронного аукциона - 16.04.2021 15:22.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 33 841 052,00 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4)Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2021 N0157200000321000362-3, подано 2 (две) заявки, победитель ООО "Мир-детям" с наименьшим предложением о цене контракта - 31 774 545,16 рублей.
5) 11.05.2021 заключен контракт с ООО "Мир-детям", с ценой контракта 31 774 545,16 рублей.
6) 26.05.2021 заключено дополнительное соглашение об обязанности Общества вести видеонаблюдение в режиме реального времени за строительством объекта.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта подрядчик принимает на себя генеральный подряд на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, рп. Дедовичи, 182711, Псковская область, Дедовичский район, рп. Дедовичи (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием и Ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 1 к Контракту), проектной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту), сметой контракта и Перечнем видов и объемов работ, которые Подрядчик обязуется выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц. Своевременно сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях Контракта.
Работы по контракту должны выполняться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, проектной и сметной документацией, строительными нормами и правилами (пункт 1.3 контракта).
Согласно пункту 2.1. контракта срок выполнение работ до 16.08.2021 года.
14.05.2021 года счет N9 от Общества на оплату аванса в размере 3 177 454,52 рубля.
25.05.2021 года аванс перечислен Обществу (платежное поручение N8217).
09.07.2021 претензия Заказчика (исх.N2286) в связи с отставанием от графика с требованием устранить данное нарушение до 19.07.2021 года.
21.07.2021 претензия Заказчика (исх.N2443) в связи с отставанием от графика с требованием устранить данное нарушение до 26.07.2021 года.
02.08.2021 акт о приемке выполненных работ на сумму 1 910 773,86 рубля (акт подписан сторонами 10.08.2021 г.).
12.08.2021 оплата работ в размере 1 719 696,48 рублей (платежное поручение N357850.
16.08.2021 претензия Заказчика (исх.N2835) в связи с отставанием от графика с требованием устранить данное нарушение до 22.08.2021 года.
19.08.2021 письмо от Общества (исх.N95) о несогласии с претензией Заказчика, в связи с значительными расхождениями фактических работ и проекта (4 00 куб.м. насыпи).
25.08.2021 акт о приемке выполненных работ N3 на сумму 2 020 053,79 рубля (акт подписан сторонами 01.09.2021 года).
30.08.2021 претензия Заказчика (исх.N3022) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее 03.09.2021 г.
02.09.2021 оплата работ в размере 1 818 048,00 рублей (платежное поручение N440149).
14.09.2021 претензия Заказчика (исх.N3244) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее 17.09.2021 г.
22.09.2021 акт выполненных работ N4 на сумму 596 035,51 рублей и акт N5 на сумму 1 572 950,17 рублей (акты подписаны сторонами 30.09.2021 г.).
07.10.2021 оплата выполненных работ в размере 1 415 655,15 (платежное поручение N59945) и в размере 536 431,96 (платежное поручение N599450).
07.10.2021 претензия Заказчика (исх.N3567) с требованием добровольно оплатить неустойку и незамедлительно устранить выявленные замечания в срок не позднее 14.10.2021 г.
13.10.2021 акт выполненных работ N6 на сумму 1 564 276,80 рублей (акт подписан сторонами 20.10.2022 г.).
22.10.2021 оплата выполненных работ в сумму 1 407 849,12 рублей (платежное поручение N677103).
28.10.2021 акт выполненных работ N7 на сумму 4 356 770,09 рублей и акт N8 на 445 482,18 рубля (акты подписаны сторонами 02.11.2021 г.).
02.11.2021 оплата выполненных работ в размере 3 921 093,08 рубля (платежное поручение N719623) и в размере 400 933,96 (платежное поручение N719622).
10.11.2021 претензия Заказчика (исх.N4019) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее 19.11.2021 г.
30.11.2021 акт выполненных работ N9 на сумму 2 970 374,77 рубля (акт подписан сторонами 07.12.2021 г.).
10.12.2021 оплата выполненных работ в размере 2 673 337,29 рублей (платежное поручение N892195).
23.12.2021 претензия Заказчика (исх.N4583) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее 31.12.2021 г..
27.12.2021 акт выполненных работ N17 на сумму 5 336 987,17 рублей и акт N18 на сумму 359 443,63 (акты подписаны сторонами 29.12.2021 и 28.12.2021 соответственно).
28.12.2021 оплата выполненных работ на сумму 5 396 696,07 рублей (платежное поручение N125062).
30.12.2021 оплата выполненных работ на сумму 4 302 837,27 рублей (платежное поручение N144726) и на сумму 359 443,63 (платежное поручение N144718).
24.01.2022 претензия Заказчика (исх.N212) об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств, с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее десяти дней с момента получения настоящей претензии.
07.02.2022 письмо Заказчика (исх.N423 от 07.02.2022) с требованием в срок до 11.02.2022 предоставить уточненный график производства работ и завершения работ на объекте.
09.02.2022 претензия Заказчика (исх.N437) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее десяти дней с момента получения настоящей претензии.
11.02.2022 письмо от Общества (исх.N32) сообщает о плановом окончании работ 20.05.2022 года.
15.04.2022 претензия Заказчика (исх.N1203) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее десяти дней с момента получения настоящей претензии. С предупреждением об одностороннем отказе.
17.05.2022 претензия Заказчика (исх.N1552) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее десяти дней с момента получения настоящей претензии.
17.05.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе (исх.N1551), выполнение работ на 85% (27 129 476,94 рублей).
24.05.2022 письмо от Общества (исх.N54) о сроках завершения работ до 20.06.2022 года (установка раздевалок, трибун и т.д.).
02.06.2022 письмо от Общества (исх.N57) о готовности завершить работы в июне 2022 согласно графика. Просят отозвать решение об одностороннем отказе.
03.06.2022 акт выполненных работ N19 на сумму 624 828,61 рублей.
05.06.2022 Заказчик отменяет решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх.N1858).
06.06.2022 претензия Заказчика (исх.N1835) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания в срок не позднее десяти дней с момента получения настоящей претензии.
14.06.2022 оплата выполненных работ в размере 624 828,61 (платежное поручение N822646).
14.06.2022 претензия Заказчика (исх.N1937) об отсутствии на объекте техники и рабочих, неустойка в размере 1 198 383,24 рубля.
15.06.2022 претензия Заказчика (исх.N1946) с требованием добровольно оплатить неустойку и устранить выявленные замечания не уложено покрытие футбольного поля, резиновое покрытие для легкоатлетических дорожек, блок-контейнеры для раздевалок, не установлена зрительная трибуна, лотки водоотведения, наружное освещение, монтаж видеонаблюдения) в срок не позднее 16.06.2022.
22.06.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе (исх.N2026).
04.07.2022 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 15.5 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (ст.450 Гражданского кодекса РФ - отказ от исполнения Контракта (договора) полностью или частично допускается соглашением сторон (Контрактом)). Контрактом (договором подряда) не предусмотрены иные правила по сравнению со ст.717 Гражданского кодекса РФ. Заказчик в праве в одностороннем внесудебном уведомительном порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
- при существенном нарушении Контракта.
- нарушение Подрядчиком срока начала производства работ более чем на 10 рабочих дней с даты заключения Контракта или выполнения Работ с нарушением сроков выполнения этапов работ, предусмотренных графиком выполнения работ, более чем на 10 рабочих дней.
- наличие более 2 обоснованных замечаний к технологии работ, организации процесса работ,
- если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика
- приостановление необходимой для исполнения Контракта деятельности Подрядчика в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; прекращение действия свидетельства саморегулируемой организации о допуске Подрядчика к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; издание, прекращение или приостановление действия актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права / возможности исполнения Контракта;
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства,
- в иных случаях, предусмотренных статьей 95 ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В перечисленных случаях Стороны признают, что Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта.
Указанный выше перечень не является исчерпывающим, в том числе, в отношении существенных нарушений Контракта и не ограничивает права Заказчика на расторжение Контракта, когда Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта. Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта также и при любом существенном нарушении Контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
17.05.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещает в ЕИС и направляет заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор: 18001723533393). Вручено адресату 26.05.2022 года.
05.06.2022 Заказчик отменяет решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с принятием работ на сумму 624 828,61 рублей.
При этом, основанием для отмены решения в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, является не частичное исполнение работ, а полное устранение причин принятия решения об одностороннем отказе, а именно сдача работ полностью (срок завершения согласно контракту 16.08.2021 года).
22.06.2022 Заказчик снова принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вручает лично генеральному директору Общества и размещает решение в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах".
Процедура одностороннего отказа соблюдена.
04.07.2022 размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, учитывая материалы дела, объем выполненных работ более 85%, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества ранее не поступали, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ ПО "Управление капитального строительства" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мир-Детям" (адрес: 196084, г.Санкт-Петербург ул.Смоленская д.9 лит.А, помещение 332; ИНН 1001185290), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, рп. Дедовичи, 182711, Псковская область, Дедовичский район, рп. Дедовичи (номер извещения: 0157200000321000362), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 июля 2022 г. N РНП 060/06/95-274/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022