Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя Кремешковой Александры Алексеевны (далее - ИП Кремешкова А.А., заявитель), представителей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11" (далее - заказчик) - ходатайство от 29.06.2022 г. о рассмотрении жалобы заочно, Комитета финансов Администрации города Усть-Илимска (далее - уполномоченный орган) - ходатайство от 29.06.2022 г. о рассмотрении жалобы заочно;
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение капитального ремонта комплексной спортивной площадки на территории МАОУ СОШ N 11 Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов,70", извещение N 0134300051922000070, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ИП Кремешковой А.А. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчиком, уполномоченным органом в извещении об осуществлении электронного аукциона неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Постановления Правительства N 2571, а также требование о членстве в саморегулируемой организации.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, из указанных следует, что доводы жалобы необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что уполномоченным органом 17.06.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300051922000070 "Выполнение капитального ремонта комплексной спортивной площадки на территории МАОУ СОШ N 11 Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов,70".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 582 990 рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1 которой предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Так, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) устанавлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии с позицией 10 Постановления Правительства N 2571, согласно которой при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Общим критерием отнесения объектов к капитальным объектам является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 25 от 23.07.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм и разъяснения, объект недвижимого имущества должен соответствовать следующим критериям: тесная связь с землей, наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке здании, сооружении, иных объектах недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности (самостоятельное функциональное назначение объектов); невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Объекты, которые хотя и имеют прочную связь с землей, но не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не признаются недвижимым имуществом, независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь таких сооружении с соответствующим земельным участком.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, объектом рассматриваемой закупки является выполнение капитального ремонта комплексной спортивной площадки на территории школы.
При этом, положениями технического задания установлен следующий перечень подлежащих выполнению работ:
- Устройство площадок (ЛРС 02-01-01): разработка грунта (снятие растительного слоя, устройство корыта); устройство подстилающих и выравнивающих слоев (из песчано-гравийной смеси, дресвы, щебня, песка и др.), устройство асфальтобетонных покрытий, установка бортовых камней, устройство прослойки из нетканного синтетического материала и другие работы;
- Устройство ограждения (ЛРС 02-01-02): установка металлических столбов, устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей, устройство калиток из готовых металлических решетчатых панелей и ворот и т.д.
- Устройство МАФ (ЛРС 02-01-03): установка металлических столбов, поставка и установка ворот для мини-футбола, сетки для мини-футбола, баскетбольной стойки, щита баскетбольного, кольца баскетбольного, стойки волейбольной, сетки волейбольной, скамеек, урн, спортивного комплекта, лабиринта;
- Устройство озеленения (ЛРС 02-01-04);
- Устройство лотков (ЛРС 02-01-05):
- Устройство наружного освещения (ЛРС 02-01-06).
В соответствии с пунктами 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Определение "благоустройства территории" содержится также в пункте 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", в соответствии с положениями которого благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
При этом, согласно пункту 3.11 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" малые архитектурные формы - это искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Таким образом, к элементам благоустройства территории данный правовой акт относит, в том числе, устройство покрытий, размещение малых архитектурных форм, направленных на улучшение функционального состояния участка.
Более того, в силу пункта 1.5 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
К элементам благоустройства территорий муниципальных образований вышеуказанный приказ в том числе относит:
- покрытия объектов благоустройства (в том числе резиновое, синтетическое, песчаное, грунтовое, гравийное, деревянное, тротуарная плитка, асфальтобетонное, асфальтовое, щебеночное, газон, искусственный газон, экоплитки, газонные решетки), направляющие дорожные устройства, стационарные искусственные неровности, стационарные шумовые полосы, вертикальная и горизонтальная разметки, рельеф и элементы организации рельефа, иные неотделимые улучшения объектов благоустройства;
- элементы сопряжения покрытий (в том числе бортовые камни, бордюры, линейные разделители, садовые борта, подпорные стенки, мостики, лестницы, пандусы);
- элементы сохранения и защиты корневой системы элементов озеленения (в том числе прикопы, приствольные лунки, приствольные решетки, защитные приствольные ограждения);
- ограждения, ограждающие устройства, ограждающие элементы, придорожные экраны;
- система наружного освещения (в том числе утилитарное наружное освещение, архитектурно-художественное освещение, праздничное освещение (иллюминация), элементы освещения (в том числе источники света, осветительные приборы и установки наружного освещения всех видов, включая уличные, архитектурные, рекламные, витринные, опоры освещения, тросы, кронштейны, включая оборудование для управления наружным освещением);
- детское игровое, спортивно-развивающее и спортивное оборудование, в том числе инклюзивное спортивно-развивающее и инклюзивное спортивное оборудование.
С учетом вышеизложенного, покрытия (в том числе, синтетическое, асфальтобетонное), малые архитектурные формы, озеленение, освещение, ограждение, спортивное оборудование, являются элементом благоустройства территории МАОУ СОШ N 11.
Кроме того, согласно пункта 5.1.5 СП 31-115-2008 "Открытые физкультурно-спортивные сооружения" спортивные площадки, в том числе и парки приключений, могут размещаться в микрорайонах на площади озеленения, в составе площадок для спорта и отдыха, на месте сноса гаражей-ракушек, в микрорайонных скверах или примыкающих парковых зонах и т.п. Будучи плоскостными сооружениями, а не объектами капитального строительства, спортивные модули в каждом конкретном случае могут иметь практически любую конфигурацию, позволяющую "вписать" площадку в существующую озелененную территорию, сохранив взрослые деревья или кустарники.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что работы, подлежащие выполнению в рамках рассматриваемой закупки, относятся к работам по благоустройству территории, а не к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства, поскольку не содержат в себе работы, закрепленные пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного представителями заказчика, уполномоченного органа, не представлено.
Следовательно, на рассматриваемую закупку распространяются требования позиции 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571, закрепляющие наличие опыта работ при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Таким образом, заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона допущено нарушение пункта 12 части 2 статьи 42, части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позиции 10 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Документом, подтверждающим членство юридического лица в саморегулируемой организации, в том числе в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, с 1 июля 2017 г. является выписка из реестра членов саморегулируемой организации (статья 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в связи с тем, что рассматриваемый объект закупки не относится к объекту капитального строительства, следовательно, требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации установлено неправомерно.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика вышеназванного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как по окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявок не поступило.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 31; пункт 12 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 31, подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позицию 10 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
3. Предписание не выдавать.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Отменить приостановление определения поставщик в части заключения контракта.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022