резолютивная часть решения объявлена 04.07.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: _____________,
при участии директора общества с ограниченной ответственностью "З____" (далее - Общество) _____, представителей Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР (далее - Заявитель, Заказчик) ______, действующего на основании доверенности, _______, действующего на основании доверенности,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с расторжением контракта от 11.04.2022 г. N30, заключенного по итогам электронного аукциона N0104200000722000002 "Поставка цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2022 году" (далее - аукцион, закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых контрактом, заключенным по итогам аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заказчика, проанализировав письменные возражения Общества, выслушав представителя Общества, Заказчика, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.02.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), был размещен аукцион N0104200000722000002 "Поставка цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2022 году" с начальной (максимальной) ценой контракта 19 260 000,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 18.02.2022 г. 19:37 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2022 г. 09:00 ч.; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 01.03.2022 г.; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.03.2022 г.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0104200000722000002 от 29.03.2022 г. на участие в аукционе было подано четыре заявки, все четыре заявки в последующем были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. Также по итогам данного протокола Общество признано победителем электронного аукциона.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП РФ N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
По результатам аукциона, 11.04.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить цифровые лаборатории для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2022 году (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с ч.3 контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: перечень образовательных учреждений КБР (Приложение 1) (далее - место доставки), в срок до 01.06.2022 г., досрочная поставка допускается.
Заказчиком указывается, что Общество не исполнило обязательства, предусмотренные п.1.1 контракта в установленные контрактом сроки.
Ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с 2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представителями Заказчика и Общества пояснено, что во исполнение положений контракта Обществом были представлены Заказчику пробные экземпляры товара в количестве двух штук по каждому наименованию товара.
21.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, в котором Заказчик указывает на ряд несоответствующих характеристик товара требованиям контракта, выявленных по результатам проверки пробных экземпляров товара, указывая на необходимость предоставления товара, соответствующего качества во исполнение пп.4.1.8 и п.4.1 государственного контракта.
Также, Заказчик указал, что в случае поставки товара несоответствующего требованиям государственного контракта, будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.04.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо, в котором указано, что представленный товар и его функции (характеристики) соответствуют требованиям контракта. Также, указало на несогласие с отказом от приемки предоставленного товара, ввиду его необоснованности.
05.05.2022 г. письмом N22-01-31/4000 Заказчик обратился к Обществу с просьбой направить представителя Общества для проверки функционала на предмет соответствия техническому заданию государственного контракта до 12.05.2022 г.
Однако, на 12.05.2022 г. Обществом не направлен специалист для устранения нарушений положений контракта и не направлен товар, предусмотренный положениями контракта.
Представителем Заказчика пояснено, что 15.05.2022 г. в телефонном режиме (видеосвязь) было устранено одно из нарушений, указанных в письмо от 21.04.2022 г.
24.05.2022 г. Общество направило письмо в адрес Заказчика, которым предложило провести независимую экспертизу для решения сложившейся ситуации.
31.05.2022 г. между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственное "Омега" заключен договор N54, согласно которому общество с ограниченной ответственное "Омега" обязуется оказать услуги по проведению экспертизы соответствия поставленного товара условиям контракта.
01.06.2022 г. в адрес Заказчика и Общества поступило письмо от общества с ограниченной ответственностью "Омега", в котором стороны контракта были уведомлены о проведении независимой экспертизы, проводимой по инициативе Заказчика. Также, сторонам было предложено обеспечить явку представителей для присутствия при проведении данной экспертизы.
02.06.2022 г. в адрес Заказчика поступили досудебная претензия N1 от 31.05.2022 г. и досудебная претензия N2 от 02.06.2022 г.
На рассмотрении обращения представителем Заказчика пояснено, что требуемый товар не был включен в санкционный список, принятый иностранными государствами в отношении Российской Федерации, в связи с чем у Общества отсутствовали препятствия для своевременной поставки товара Заказчику.
08.02.2022 г. экспертным заключением N25307591/1 общества от ограниченной ответственности "Омега" было решено, что поставленный Обществом товар не соответствует условиям контракта, что не позволяет использовать данное оборудование при его поставке, в рамках исполнения обязательств по контракту.
09.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
10.06.2022 г. Заказчиком опубликовано вышеуказанное решение в единой информационной системе, которое впоследствии автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю), в соответствии с положениями п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 20.06.2022 г.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N360) установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч.14 ст.93 Закона о контрактной системе, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с п."а" п. "в", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" п. "в" ч.3 ст.8 ФЗ N360.
Из изложенного следует, что Обществом не выполнены обязательства, предусмотренные контрактом.
В силу ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, контракт был расторгнут правомерно.
Согласно ч.22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п.1 ч.10 ст.104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако, в адрес Управление Заявитель обратился о включении сведений об Обществе в РНП 27.06.2022 г., в то время как, необходимо было обратиться не позднее 22.06.2022 г., таким образом, Заявителем нарушены положения ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, установлено, что Заявитель с нарушением установленных законом сроков, правомерно обратился для включения сведений об Обществе в РНП.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения Заявителя, Общества, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Закона о контрактной системе, ПП РФ N1078, Комиссия,
Решила:
1.Удовлетворить обращение Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "З_____" (___________) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "З_____" (ИНН: _____; КПП: _____; ОГРН: ______, _____) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сведения о директоре общества с ограниченной ответственностью "З__" ____ (ИНН: ______), сведения об учредителях ______ (ИНН: _____) и _________(ИНН: _____) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.06.2022 г. |
22.06.2022 г. |
27.06.2022 г. |
3 |
27.06.2022 г. |
04.07.2022 г. |
04.07.2022 г. |
0 |
07.07.2022 г. |
07.07.2022 г. |
00 |
3 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 июля 2022 г. N 007/06/104-462/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022