Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 06.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Челфарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения - Бисопролола для обеспечения отдельных категорий граждан (преимущественно лиц старше 50 лет), проживающих на территории Челябинской области и страдающих определенными заболеваниями системы кровообращения, лекарственными препаратами в амбулаторно-поликлинических условиях (извещение N 0169200001022000826), при дистанционном участии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Трофименко Е.С., Панкрушевой И.В., действующих на основании доверенностей от 23.05.2022, от 01.04.2022;
- представителя ООО "Челфарм" (далее - заявитель, Общество) Гордеева В.А., действующего на основании доверенности N б/н от 14.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.06.2022 поступила жалоба ООО "Челфарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения - Бисопролола для обеспечения отдельных категорий граждан (преимущественно лиц старше 50 лет), проживающих на территории Челябинской области и страдающих определенными заболеваниями системы кровообращения, лекарственными препаратами в амбулаторно-поликлинических условиях (извещение N 0169200001022000826) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 08.06.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 3 081 287,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.06.2022 в 12:20.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе комиссией по осуществлению закупок, заказчиком неправомерно применены положения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По мнению заявителя, участник с идентификационным номером заявки 3 неправомерно признан победителем рассматриваемого аукциона.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Участником с идентификационным номером заявки 3 (ООО "Фармконтракт") в составе заявки, в качестве подтверждения соответствия предлагаемого лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, представлены сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (N GMP/EAEU/RU/00077-2021 от 11.06.2021), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001420/03/2022 от 17.03.2022). Исходя из содержания граф указанного документа 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5, стадии обработки фармацевтической субстанции лекарственного препарата, завершающие стадии производства, фасовка фармацевтической субстанции, упаковка осуществляются в ООО "БИОН" (Российская Федерация). Наличие в графе 2.А.1 прочерка не свидетельствует о том, что фармацевтическая субстанция препарата, предложенного Обществом к поставке, производится на территории иностранного государства.
Также в государственном реестре лекарственных средств, в отношении предлагаемого Обществом к поставке лекарственного препарата с МНН "Бисопролол" (регистрационное удостоверение N ЛС-002540 от 26.07.2011) содержатся сведения о фармацевтической субстанции, согласно которым ее производителем является, в том числе ООО "БИОН" ((Российская Федерация).
В данном случае, заявка участника с идентификационным номером 3 (ООО "Фармконтракт") соответствует условиям допуска, предусмотренным Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Объектом закупки является поставка бисопролола в форме таблеток, покрытых оболочкой.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, бисопролол включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15% в соответствии с Приказом N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289.
Исходя из материалов дела, в аукционе участвовало три участника.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2022 заявка участника с номером 1 (ООО "Фармлегион") отклонена аукционной комиссией на основании Постановления Правительства N 1289, поскольку заявка участника закупки содержит предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства - Северная Македония (при условии, что на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения и документации о закупке и содержат предложение о поставке препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза).
В силу пункта 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
По результатам аукциона наименьшую цену контракта - 3 065 880,56 рублей предложил участник с заявкой под номером 2 (ООО "Челфарм"). Участником с номером заявки 3 (ООО "Фармконтракт") предложена цена контракта 3 081 287,00 рублей.
Вместе с тем, заявка участника закупки с номером 2 (ООО "Челфарм") не содержит документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявка участника с номером 3 (ООО "Фармконтракт", предложенная цена контракта 3 081 287,00 рублей) содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Бисопролол Канон", производимого ЗАО "Канонфарма продакшн" (Российская Федерация), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара.
Также Обществом в составе заявки на предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Бисопролол Канон" представлено регистрационное удостоверение N ЛС-002540 от 26.07.2011.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "Фармконтракт" представлены сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (N GMP/EAEU/RU/00077-2021 от 11.06.2021), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001420/03/2022 от 17.03.2022).
В документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0001420/03/2022 от 17.03.2022), содержится указание, что если локализовано производство со стадии фармацевтической субстанции - продолжить с раздела 2.А, если со стадии готового лекарственного средства - пропустить 2.А и продолжить с раздела 2.Б.
В данном документе предусмотрена строка 2.А "Производство фармацевтической субстанции (далее указываются стадии технологического процесса)".
Указанная строка содержит графы 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2 "Стадии обработки (без изменения молекулы): модификация; перекристаллизация", 2.А.3 "Завершающие стадии производства: вакуумная сушка; гомогенизация", 2.А.4 "Фасовка фармацевтической субстанции: фасовка в первичную упаковку", 2.А.5 "Упаковка: упаковка и маркировка". Исходя из содержания граф документа 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5, стадии обработки фармацевтической субстанции лекарственного препарата, завершающие стадии производства, фасовка фармацевтической субстанции, упаковка осуществляются в ООО "БИОН" (Российская Федерация). В графе 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" указан знак "------------" (прочерк).
Следует отметить, что согласно пункту 1.1 документа методом получения фармацевтической субстанции препарата "Бисопролол Канон" является выделение из химического сырья (химический синтез).
Приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N 4368 утвержден Административный регламент Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (далее - Административный регламент).
В Приложении N 2 к Административному регламенту указан перечень стадий технологического процесса производства лекарственных средств для медицинского применения (далее - Перечень). Согласно пункту 56 данного перечня для фармацевтических субстанций, получаемых методами химического синтеза, предусмотрены следующие стадии технологического процесса производства: получение молекулы фармацевтической субстанции; завершающие стадии производства; фасовка; упаковка. При этом, в Перечне отсутствует информация о стадии производства до получения молекулы.
С учетом изложенного, а также содержания граф 2.А.2, 2.А.3, 2.А.4, 2.А.5 документа, представленного ООО "Фармконтракт" в заявке, наличие в графе 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" знака "------------" (прочерк) не свидетельствует о том, что фармацевтическая субстанция препарата, предлагаемого Обществом к поставке, производится на территории иностранного государства.
Заявителем в материалы дела не представлены документы, содержащие сведения о стране, в которой осуществляются стадии производства препарата "Бисопролол Канон", обозначенные в графе 2.А.1 документа СП. Равно как и не представлены документы, свидетельствующие о том, что стадии производства препарата "Бисопролол Канон", обозначенные в графе 2.А.1 документа СП, осуществляются на территории иностранного государства.
Более того, в соответствии с пунктом 39 Административного регламента Минпромторгом России проверяется, в том числе достоверность информации, содержащейся в документах и заявлении о выдаче документа СП. В соответствии с пунктами 35, 45, 47 Административного регламента по результатам проверки Минпромторгом России принимается решение о выдаче документа СП или об отказе в выдаче документа СП. Документ СП оформляется на бланке Минпромторга России по форме, приведенной в приложении N 6 к Административному регламенту.
Содержащийся в составе заявки ООО "Фармконтракт" документ о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, оформлен по форме, приведенной в приложении N 6 к Административному регламенту, подписан ответственным должностным лицом Минпромторга России и заверен гербовой печатью. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в данном документе, заказчиком в материалы дела не представлено.
Также, исходя из содержания сведений государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/), производителем фармацевтической субстанции предлагаемого ООО "Фармконтракт" к поставке препарата "Бисопролол Канон" (РУ N ЛС-002540 от 26.07.2011) является, в том числе ООО "БИОН" (Российская Федерация).
С учетом указанных обстоятельств, заявка ООО "Фармконтракт" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о такой фармацевтической субстанции включены в государственный реестр лекарственных средств. Указанный факт подтверждается предусмотренными пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документами, которые представлены Обществом в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, участник, который соответствует условиям допуска, предусмотренным пунктом 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "Фармконтракт". Следовательно, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок, заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части признания ООО "Фармконтракт" победителем аукциона и направления ему проекта контракта.
В данном случае, доводы жалобы ООО "Челфарм" не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Челфарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения - Бисопролола для обеспечения отдельных категорий граждан (преимущественно лиц старше 50 лет), проживающих на территории Челябинской области и страдающих определенными заболеваниями системы кровообращения, лекарственными препаратами в амбулаторно-поликлинических условиях (извещение N 0169200001022000826) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2022 г. N 074/06/106-1643/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022