Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 07.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ИП Ануфриевой М.С., при участии в дистанционном режиме представителя ГБУЗ "Районная больница с. Октябрьское" Соломатовой Е.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.06.2022 поступила жалоба ИП Ануфриевой М.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300020922000099 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Большеникольское, ул. Восточная, д. 3, фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Сысоево, ул. 1 Мая, д. 2, фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Александровка, ул. Молодежная, д. 9 (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.06.2022 ГБУЗ "Районная больница с. Октябрьское" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 149 959, 16 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.06.2022.
На момент рассмотрения жалобы ИП Ануфриевой М.С. контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно отстранила заявителя от участия в аукционе, так как выписка из реестра членов СРО не требуется со ссылкой на требования к содержанию и составу заявки.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в требованиях к составу заявки, а также в требованиях к участнику закупки предъявлено требование о наличии членства в СРО, в связи с чем заявка заявителя подлежала отклонению.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком осуществляется закупка на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерских пунктов.
В составе требований к составу заявки и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением 4 к извещению о закупке, (файл "112 Требования к заявке" в составе документов, размещенный в единой информационной системе) установлены как требования к участнику закупки, так и требования к составу заявки, в том числе по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие выписки из реестра саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Как следует из документов, представленных заказчиком, на участие в закупке подано 7 заявок, при этом заявки с номерами 1-4 отклонены по причине непредставления документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, заявки с номерами 5-7 допущены к участию в закупке.
Так, в составе заявки ИП Ануфриевой М.С. (заявка N 2) отсутствует выписка из реестра саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, действия аукционной комиссии в части отклонения заявки ИП Ануфриевой М.С. по причине отсутствия в составе заявки документов по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, соответствует пункту 3 части 12 статьи 48, подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В силу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
Согласно части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Соответственно членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком, являющегося предметом данной закупки, будет обязательным условием для выполнения работ в случае, если размер обязательств по каждому договору подряда не превышает десяти миллионов рублей.
Как следует из документов, представленных заказчиком, закупка на оказание услуг по осуществлению строительного контроля осуществляется в отношении трех объектов:
- капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Большеникольское, ул. Восточная, д. 3,
- капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Сысоево, ул. 1 Мая, д. 2,
- капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, д. Александровка, ул. Молодежная, д. 9.
Указанные договоры на капитальный ремонт заключены с ИП Бусыгиным Р.Ю. по результатам проведения аукционов: N 0869200000222001263, N 0869200000222001940, N 0869200000222001262 на суммы 1 960 009, 97 рублей, 2 338 468, 90 рублей, 2 985 931, 03 рублей соответственно.
Таким образом, стоимость обязательств по каждому из заключенных договоров составляет менее десяти миллионов рублей.
С учетом изложенного, требования к участникам закупки и к составу заявки о соответствии пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части необходимости членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, установлены неправомерно, так как размер обязательств по каждому из договоров, в отношении которых необходимо осуществлять строительный контроль, не превышает десяти миллионов рублей, что противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, подпункту "н" пункту 1 части 1 статьи 43, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа, принимая во внимание, что снижение по результатам закупки составило 93,01 %, 3 из 7 участников закупки предоставили документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, с учетом того, что заявитель не оспаривал в регламентированные законом сроки положения извещения о закупке, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдает.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Ануфриевой М.С. на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2022 г. N 074/06/106-1639/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022