Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 07.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Гросс Александра Викторовича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МКОУ "СОШ N 31" (основное здание) (извещение N 0169300035822000203), при дистанционном участии:
- директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 31" (далее - заказчик) Хоруженко И.В., действующего на основании выписки N б/н от 01.07.2022;
- представителя Администрации Миасского городского округа (далее - уполномоченный орган) Бирт Л.А., действующего на основании доверенности от 27.04.2022 N 35;
- ИП Гросс Александра Викторовича (далее - ИП Гросс А.В., индивидуальный предприниматель, заявитель), действующего на основании паспорта,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.06.2022 поступила жалоба ИП Гросс А.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МКОУ "СОШ N 31" (основное здание) (извещение N 0169300035822000203) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик, уполномоченный орган 17.06.2022 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 118 764,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.06.2022 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в техническом задании, в отношении мастики, эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена установлены показатели, не предусмотренные государственными стандартами (условная вязкость, степень перетира, массовая доля нелетучих веществ). При этом, в техническом задании отсутствует обоснование указания таких показателей.
По мнению заявителя, действия заказчика нарушают действующее законодательство о контрактной системе.
2. Требованиям технического задания соответствует исключительно мастика с товарным знаком "Абрин", что не позволяет предложить товар иных производителей, а также ограничивает количество участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Значения показателей товаров, используемых при выполнении работ (в том числе мастики), указываются подрядчиком на этапе исполнения контракта, по факту использования конкретных материалов, путем заключения дополнительного соглашения.
На этапе формирования заявки участнику закупки необходимо лишь выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Помимо мастики "Абрин" характеристикам, указанным в техническом задании, соответствует BITUMEX Мастика ХСПЭ полимерная, двухкомпонентная, противопожарная (Г1), кровельная и гидроизоляционная; битумная мастика на ХСПЭ (ПБМ-Х-20), выпускаемая заводом Спецэмаль; холодная кровельная гидроизоляционная мастика на основе хлорсульфополиэтилена (ХСПЭ), выпускаемая заводом ХимТэк; мастика кровельная полимерная ХСПЭ Кровелит-Г1.
В доказательство своих доводов заказчиком в материалы дела представлены сведения с официальных сайтов указанных производителей.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли МКОУ "СОШ N 31" (основное здание).
В составе извещения об осуществлении закупки содержится техническое задание (приложение N 1 к извещению).
В приложении 1.1 к техническому заданию предусмотрены характеристики товара, используемого при выполнении работ, в том числе указано следующее.
N п/п |
Наименование товара |
Неизменяемый показатель (значения показателей не подлежат изменению Участником закупки) |
Максимальное и/или минимальное значение изменяемого показателя (точное значение показателя устанавливает участник закупки) |
1 |
Мастика "Абрин" или эквивалент на основе хлорсульфированного полиэтилена |
Характер отверждения: отверждающаяся (в том числе вулканизирующаяся), двухкомпонентная Основа: ХСПЭ (хлорсульфированный полиэтилен); Биостойкость: есть; Повышенная устойчивость к атмосферному и химическому воздействию: есть |
Условная вязкость при температуре (20,0+0,5) °C ** по ВЗ-246, с, не более 400. Степень перетира, мкм, не более 150.
Массовая доля нелетучих веществ*, %: менее 29 не более 37 |
3 |
Эмаль на основе хлорсульфированного полиэтилена |
Назначение: защитный слой покрытия от воздействия внешней агрессивной среды; Основа: ХСПЭ (хлорсульфированный полиэтилен) |
Условная вязкость при температуре (20,0+0,5) °C** по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с, не менее 90
Массовая доля нелетучих веществ*, %: Не менее 25 не более 35 |
Представителями заказчика, уполномоченного органа не представлены пояснения относительно того, какими государственными стандартами предусмотрены указанные показатели и их значения.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом не подтвержден факт указания в техническом задании данных характеристик в соответствии с государственными стандартами.
При этом, приложение 1.1 к техническому заданию не содержит предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснование необходимости использования других показателей, не предусмотренных соответствующими государственными стандартами.
В данном случае, указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии действий заказчика требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, для проверки указанных в техническом задании характеристик (например, биостойкость, основа, характер отверждения, условная вязкость, массовая доля нелетучих веществ) могут потребоваться специальные методы, оборудование, квалифицированные специалисты, что, в свою очередь, в рамках предусмотренной статьей 94 Закона о контрактной системе обязанности заказчика по приемке товара может привести к нарушению указанной нормы либо к дополнительным расходам заказчика на проведение соответствующей экспертизы.
Относительно довода заявителя о соответствии требованиям технического задания исключительно мастики с товарным знаком "Абрин" ввиду ее материала хлорсульфированного полиэтилена, а также об ограничении количества участников закупки Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пояснениями представителей заказчика, уполномоченного органа, помимо мастики "Абрин", характеристикам, указанным в техническом задании, соответствует BITUMEX Мастика ХСПЭ полимерная, двухкомпонентная, противопожарная (Г1), кровельная и гидроизоляционная; битумная мастика на ХСПЭ (ПБМ-Х-20), выпускаемая заводом Спецэмаль; холодная кровельная гидроизоляционная мастика на основе хлорсульфополиэтилена (ХСПЭ), выпускаемая заводом ХимТэк; мастика кровельная полимерная ХСПЭ Кровелит-Г1. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено. Равно как и не представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у заказчика потребности в мастике из хлорсульфированного полиэтилена.
Более того, согласно материалам дела на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки. По итогам аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 13%.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о нарушении заказчиком статьи 8 Закона о контрактной системе, а также об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, довод заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли МКОУ "СОШ N 31" (основное здание).
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа на этапе формирования заявки участнику закупки необходимо лишь выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Значения показателей товаров, используемых при выполнении работ и перечисленных в приложении 1.1 к техническому заданию, указываются подрядчиком на этапе исполнения контракта, по факту использования конкретных материалов, путем заключения дополнительного соглашения.
Исходя из содержания инструкции по заполнению заявки (приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки), участником закупки в отношении каждой позиции товара (в случае поставки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) указываются показатели в полном объеме, значение показателей указываются участником точными значениями, соответствующими диапазону установленному заказчиком и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "или", "не менее", "не более", "от", "до", символов "+/-" и т.п.
В соответствии с пояснениями представителя уполномоченного органа данная инструкция является общей и не применяется в рамках рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе на заказчика возложена обязанность по формированию извещения об осуществлении закупки (в том числе инструкции по заполнению заявки) с учетом условий конкретной закупки.
В данном случае, исходя из совокупности положений инструкции по заполнению заявки, не представляется возможным установить, что участнику закупки при формировании заявки необходимо выразить исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в инструкции неоднозначной информации о порядке заполнения заявки на участие в закупке и, как следствие, о несоответствии действий заказчика пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, с учетом результатов рассматриваемого аукциона, значительной экономии бюджетных средств, сезонного характера работ, являющихся предметом закупки, а также с учетом пояснений заявителя о неготовности поставить товар из материала, указанного в приложении 1.1 к техническому заданию (хлорсульфированный полиэтилен), и, как следствие, неготовности исполнить контракт, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику предписание.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Гросс А.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли МКОУ "СОШ N 31" (основное здание) (извещение N 0169300035822000203):
- обоснованными в части отсутствия в техническом задании обоснования необходимости использования других показателей, не предусмотренных соответствующими государственными стандартами;
- необоснованными в части ограничения количества участников закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты рассматриваемого аукциона.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июля 2022 г. N 074/06/106-1674/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022