Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Ренессанс-Мед" - Гавриловой Н.В. (действующая по доверенности Nб/н от 13.12.2021 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Звезинцевой Е.Ю. (действующая по доверенности N01-02-14-09138 от 05.07.2022 года), Котловой А.К. (действующая по доверенности N01-0214-09128 от 04.07.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности N01-0214-09127 от 04.07.2022 года) надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Шишкиной С.В. (действующая по доверенности N01-06-28 от 11.05.2022 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (реестровый N 0825500000722002504), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.07.2022 поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее также Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (реестровый N 0825500000722002504) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 05.07.2022 года в 09 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.402.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. -заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Ренессанс-Мед" - Гавриловой Н.В. (действующая по доверенности Nб/н от 13.12.2021 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Звезинцевой Е.Ю. (действующая по доверенности N01-02-14-09138 от 05.07.2022 года), Котловой А.К. (действующая по доверенности N01-0214-09128 от 04.07.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности N01-0214-09127 от 04.07.2022 года) надлежащим образом извещенных.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялись следующие перерывы:
1)до 14:30 час. 06.07.2022 года. После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение жалобы ООО "Ренессанс-Мед" в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. -заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Ренессанс-Мед" - Гавриловой Н.В. (действующая по доверенности Nб/н от 13.12.2021 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Звезинцевой Е.Ю. (действующая по доверенности N01-02-14-09138 от 05.07.2022 года), Котловой А.К. (действующая по доверенности N01-0214-09128 от 04.07.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности N01-0214-09127 от 04.07.2022 года) надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Шишкиной С.В. (действующая по доверенности N01-06-28 от 11.05.2022 года), надлежащим образом извещенной;
2)до 14 час.00 мин. 07.07.2022 года. После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение жалобы ООО "Ренессанс-Мед" в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Ренессанс-Мед" - Гавриловой Н.В. (действующая по доверенности Nб/н от 13.12.2021 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Звезинцевой Е.Ю. (действующая по доверенности N01-02-14-09138 от 05.07.2022 года), Котловой А.К. (действующая по доверенности N01-0214-09128 от 04.07.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности N01-0214-09127 от 04.07.2022 года) надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Шишкиной С.В. (действующая по доверенности N01-06-28 от 11.05.2022 года), надлежащим образом извещенной.
Выслушав доводы Заявителя, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
22.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Заказчиком электронного аукциона является Министерство здравоохранения Астраханской области.
В извещение Заказчиком вносились иземенения.
Измененные редакции документов размещены на официальном сайте 22.06.2022 года, 27.06.2022 года (действующая редакция), и является предметом проверки
Как следует из указанного документа, начальная (максимальная) цена контракта составила 4 164 200,00 руб.
1.По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании извещения не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным ввиду следующего.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактой системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно в том числе такой электронный документ как: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчик в файле "Описание объекта закупки" утвердил техническое задание согласно которому ему необходима к поставке система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, в том числе со следующим областями её применения (пп.1.1-1.7 "Описания объекта закупки"):
N п/п |
Наименование показателя (участник закупки указывает наименование показателя, так как указано заказчиком) |
Единица измерения |
Значение показателя и (или) характеристики, требуемое заказчиком |
Обоснование включения дополнительных характеристик |
Инструкция участникам закупки по заполнению заявки |
1. |
Области применения |
|
|
|
|
1.1 |
Абдоминальные исследования |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.2 |
Кардиология |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.3 |
Неврология |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.4 |
Урология |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.5 |
Эндокринология |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.6 |
Ангиология |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
1.7 |
Транскраниальные исследования |
|
Наличие |
ГОСТ Р 56327-2014 п. 6.1.1 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, код КТРУ 26.60.12.132-00000011, который подразумевает исследования только в области сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь, противоречит установленным Заказчиком в "Описании объекта закупки" областям применения такого оборудования.
Следует отметить, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в категории "Аппараты ультразвукового сканирования" код позиции КТРУ 26.60.12.132.
Данная позиция включает в себя позицию 26.60.12.132-00000036 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которую, по мнению Заявителя, и должен был применить Заказчик.
Позиция 26.60.12.132-00000036 является действующей, бессрочной и обязательной к применению с 14.04.2022 года, а также содержит в себе характеристки, которые являются обязательными для применения.
Следует отметить, что по позиции, примененной Заказчиком - 26.60.12.132-00000011 характеристки вовсе отсутствуют.
Сопоставив описание позиции 26.60.12.132-00000036 и характеристик, установленных Заказчиком к закупаемому товару, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости применения Заказчиком именно кода КТРУ 26.60.12.132-00000036.
Таким образом, Заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать позицию 26.60.12.132-00000036 и руководствоваться ее описанием.
Также в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил N 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил N145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Таким образом действия субъектов контроля, установивших в документации об аукционе ограничение допуска, предусмотренные Постановлением N 878, при этом не применивших позицию КТРУ и установивших дополнительные характеристики товара, не соответствуют положениям законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N878, при этом не использует имеющийся код позиции КТРУ и указывает дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ, соответствующей предмету закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования, установленные частью 6 статьи 23, частью 3 статьи 7, пунктом 5 части 1 статьи 42, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, жалоба Заявителя содержит довод о том, что описание закупаемого товара составлено Заказчиком таким образом, что к поставке может быть предложен товар только одного производителя - "Nanjing Vindray Bio-Vedical Electronics Co., Ltd", что в свою очередь ограничивает участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика было предоставлено письмо ООО "Адвенсум", явяляющегося официальным дистрибьютером медицинского оборудования "General Electric Healthcare" из котрого следует, что указанное медицинское оборудование соответствует требованиям, установленным Заказчиком в рассматриваемой закупке, что является подтверждением соответствия закупаемого оборудования не менее двух производителей, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия государственного заказчика -Министерства здравоохранения Астраханской области и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (реестровый N 0825500000722002504) обоснованной в части нарушения государственным заказчиком требований части 6 статьи 23, части 3 статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика - Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим часть 6 статьи 23, часть 3 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (реестровый N 0825500000722002504).
3. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (реестровый N 0825500000722002504).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: И.В.Русскина
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 июля 2022 г. N 030/06/42-774/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2022