Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Квашнина Д.А. |
|
представителя ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России (доверенность N5 от 01.01.2021), |
- Гусевой В.А. |
|
представителя ООО "Апро" (доверенность N27/08/21-1 от 27.08.2021), |
- Шиловой Т.В. |
|
представителя ООО "Апро" (доверенность N27/08/21-2 от 27.08.2021). |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апро" (далее также - ООО "Апро", заявитель) на действия ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России (далее также - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Аукцион N428. Услуги в области информационных технологий (техническая поддержка системы архивирования медицинских диагностических изображений)", номер извещения 0332100021322000229,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Аукцион N428. Услуги в области информационных технологий (техническая поддержка системы архивирования медицинских диагностических изображений)", номер извещения 0332100021322000229 (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения извещения о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, частично согласился.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 22.06.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - ЭТП Газпромбанк - размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 880 000,00 рублей.
2) По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиями названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, пункт 1.1 проекта Контракта Приложения N2 извещения о проведении электронного аукциона от 22.06.2022 N0332100021322000229 содержит следующие сведения:
"1.1 Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик оплатить оказание услуг по сопровождению медицинской информационной системы "Ариадна" (ед. изм. - условная единица, кол-во 1 шт) согласно Приложению N1 (Техническое задание)".
По мнению заявителя, в соответствии с техническим заданием в состав работ не входит сопровождение медицинской информационной системы Ариадна.
Из объяснений представителя заказчика следует, что в пункте 1.1 проекта Контракта ответственным специалистом заказчика обнаружена техническая ошибка в части наименования объекта закупки, на дату 28.06.2022 ошибка исправлена.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, пункт 1.1 проекта Контракта Приложения N2 изменение извещения о проведении электронного аукциона от 29.06.2022 NИИ3 содержит следующие сведения:
"1.1 Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик оплатить оказание услуг в области информационных технологий (техническая поддержка системы архивирования медицинских диагностических изображений) (ед. изм. - условная единица, кол-во 1 шт) согласно Приложению N1 (Техническое задание)".
Кроме того, по мнению заявителя, исходя из сведений, содержащихся в техническом задание, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, не представляется возможным определить потребность заказчика относительно порядка оказания к услуге.
Представитель заказчика на Заседании Комиссии пояснил, что в техническое задание будут внесены изменения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
3) По мнению заявителя, Заказчиком в проекте контракта установлен ненадлежащий порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, пункт 8.6 проекта Контракта Приложения N2 извещения о проведении электронного аукциона от 22.06.2022 N0332100021322000229 содержит следующие сведения:
"8.6. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Договора. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в Договоре. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора в единой информационной системе".
Из объяснений представителя ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России следует, что заказчиком внесены изменения в проект контракта.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, пункт 8.6 проекта Контракта Приложения N2 изменение извещения о проведении электронного аукциона от 29.06.2022 NИИ3 содержит следующие сведения:
"8.6. В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Федеральным законом N44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пп. 1 п. 8.6. Договора настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику. Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с пп. 2 п. 8.6. контракта считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Договора".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
4) В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проанализировав описание объекта закупки, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком, кроме прочего, производится закупка программного обеспечения.
Техническое задание извещения о проведении электронного аукциона содержит кроме всего прочего следующие услуги в области информационных технологий:
"Установка последних версий серверного и клиентского Synapse, а также Synapse Mobility, в течении 14 дней после их релиза (выхода)".
Таким образом у заказчика имелась обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 1236.
Вместе с тем, информация об установлении названных запретов в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 и часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения положений части 3 статьи 14, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком в данном случае могут быть устранены только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки и внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апро" на действия ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Аукцион N428. Услуги в области информационных технологий (техническая поддержка системы архивирования медицинских диагностических изображений)", номер извещения 0332100021322000229, обоснованной в части нарушения требований части 3 статьи 14, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 3 статьи 14, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии А.В. Воронков
М.В. Ветров
Исп.Ветров М.В.
тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-707
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 июня 2022 г. N 052/06/105-1964/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2022