Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.06.2022 N 263 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Аудиотехник" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: (по доверенности), (по доверенности), представителя ООО "Аудиотехник": (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 031/06/42-355/2022 по жалобе ООО "Аудиотехник" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - кресел - колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, для обеспечения ими в 2022 году инвалидов и детей-инвалидов" (N закупки 0226100001022000151), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Аудиотехник" (далее - Заявитель) на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - кресел - колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, для обеспечения ими в 2022 году инвалидов и детей-инвалидов" (N закупки 0226100001022000151) (далее - Электронный аукцион).
Из содержания указанной жалобы следует:
1. Заказчиком в извещении об осуществлении Электронного аукциона, в описании объекта закупки установлены требования, ограничивающие число участников Электронного аукциона, а именно установленным заказчиком требованиям отвечает только конкретная модель кресел - колясок для детей -инвалидов и детей с заболеванием ДЦП Модель - VCG0C (DRVG0C) (UMBRELLA), производитель mdh sp.z o.o., (Польша).
2. Поданный заявителем запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Электронного аукциона, оставлен Заказчиком без рассмотрения.
Заказчик - ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представило возражение по жалобе ООО "Аудиотехник", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Аудиотехник", ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.06.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Поставка технических средств реабилитации - кресел - колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, для обеспечения ими в 2022 году инвалидов и детей-инвалидов".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Аудиотехник" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды имеют право за счет средств федерального бюджета на бесплатное получение технических средств реабилитации (далее - ТСР), состав которых определен Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (далее - Перечень).
Закон N181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение, инвалидов ТСР, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется в рамках подпрограммы "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Порядок обеспечения инвалидов ТРС предусмотрен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила).
Инвалидам бесплатно предоставляются только те ТСР, которые определены Переченем и нуждаемость в которых установлена в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), право разрабатывать которую возложено на учреждения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ).
Назначение ТСР учреждениями МСЭ осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 106н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (далее - Приказ N106н), а также с учетом приказа Минтруда России от 05.03.2021 N 107н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями".
Согласно ст. 11 Закона N181-ФЗ ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации рекомендованной в ИПРА конструкции осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Таким образом, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется после проведения закупок на основании Закона о контрактной системе, заключения государственных контрактов и в пределах средств, поступающих из федерального бюджета.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Технические характеристики, установленные Заказчиком, соответствуют терминологии, применяемой в ГОСТ Р 58522-2019 "Кресла-коляски с ручным приводом для детей-инвалидов".
В соответствии с Приказом N 106н в ИПРА при назначении кресел-колясок определяются антропометрические данные инвалида, ребенка-инвалида - рост, вес, а также определяются и отображаются в ИПРА ширина сиденья, глубина сиденья, высота подножки, высота подлокотника. При назначении кресел-колясок, в зависимости от характера инвалидизирующей патологии, определяются и отображаются в ИПРА вид сиденья (с регулируемым углом наклона, жесткое), вид спинки (с регулируемым углом наклона, откидная, жесткая), вид подлокотников (регулируемые по высоте), вид подножки (регулирующаяся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы) и приспособлений (подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень).
Соответственно, формирование технического задания к Электронному аукциону на поставку технических средств реабилитации - кресел - колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, для обеспечения ими в 2022 году инвалидов и детей-инвалидов осуществлялось в соответствии с антропометрическими данными детей-инвалидов и параметрами кресел - колясок с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, указанными в ИПРА.
Предметом рассматриваемого Электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Комиссия отмечает, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку товаров в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения детей - инвалидов при соблюдении ограничений, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Так же установлено, в рассматриваемой случае, потребность Заказчика определена заключениями ИПРА, выдаваемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ на каждого конкретного ребенка - инвалида (представлены в материалы дела).
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в описании объекта закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Вместе с тем, при описании объекта закупки Заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В рамках рассматриваемой закупки, в соответствии с проведенным анализом рынка, Заказчиком установлено, что техническому заданию соответствует товар нескольких производителей:
N п/п |
Модель кресла-коляски, производитель, страна изготовления |
Ширина сиденья должна быть 35 см +/- 1 см. |
Глубина сиденья должна быть не менее 30 см и регулироваться в не менее 4-х положениях. |
Грузоподъемность коляски должна быть: не менее 50 кг. |
|
1 типоразмер |
|||
1 |
Модель VCG0C (DRVG0C) (UMBRELLA), производитель mdh sp.z o.o., (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
2 |
Рейсер, производитель Akces-MeD, (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
3 |
Гиппо, производитель Akces-MeD, (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
4 |
Vermeiren GEMINI, Вермайрен Груп Н.В., Бельгия |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
5 |
Ника 04, производитель ООО "СЗО", Россия |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
|
2 типоразмер |
|||
|
Модель кресла-коляски |
Ширина сиденья должна быть 36 см +/- 1 см. |
Глубина сиденья должна быть не менее 40 см и регулироваться в не менее 4-х положениях. |
Грузоподъемность коляски должна быть: не менее 75 кг. |
1 |
Модель VCG0C (DRVG0C) (UMBRELLA), производитель mdh sp.z o.o., (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
2 |
Рейсер, производитель Akces-MeD, (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
3 |
Гиппо, производитель Akces-MeD, (Польша) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
4 |
Gemini, производитель Vermeiren Group N.V. (Бельгия) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
5 |
Ника 02, производитель ООО "СЗО", (Россия) |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
При этом, представителем ООО "Аудиотехник", указанная Заказчиком информация о наличие нескольких производителей товара, соответствующего техническому заданию не опровергнута.
При указанных обстоятельствах, Комиссия считает данный довод не обоснованным.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что "запрос о даче разъяснений положений извещения оставлен Заказчиком без рассмотрения, разъяснения положения извещения Заказчиком осуществлены не были".
Комиссией установлено, что участниками Электронного аукциона направлены два запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки:
1) 24.06.2022 в 16:01 часов;
2) 24.06.2022 в 16:41 часов.
Как установлено частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с положениями извещения об осуществлении Электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок 28.06.2022 09:00.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть срок начала размещения в единой информационной системе разъяснений положений извещения об осуществлении закупки у Заказчика наступил 25.06.2022.
На основании ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно, срок окончания размещения в единой информационной системе разъяснений положений извещения об осуществлении закупки у Заказчика считается 23:59 27.06.2022.
Заказчиком 27.06.2022 в 17:07 часов и 17:09 часов были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении Электронного аукциона на вопросы участников закупки.
Ответы Заказчика на вопросы участников закупки, в том числе Заявителя, о разъяснении положений извещения о проведении закупки содержат требуемые частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе сведения с указанием предмета запроса, но без указания участников закупки, от которых поступили такие запросы, а также разъяснения положений извещений по заданному Заявителем вопросу, которые не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.
Данное обстоятельство указывает на необоснованность рассматриваемого довода жалобы.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аудиотехник" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 июля 2022 г. N 031/06/42-355/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2022