Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 25.10.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0845300015019000653 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам МО "Выборгский район" (далее - конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1,00 рублей.
По результатам конкурса 12.12.2019 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 653/19 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 0,01 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика от 09.06.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, на дату обращения в Ленинградское УФАС России, Контракт расторгнут.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы, заслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.2. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам МО "Выборгский район" по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Согласно п. 1.2. Контракта для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
При этом:
- 1.3. Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту;
- 1.4. Тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа по настоящему Контракту устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). На дату заключения настоящего Контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные Постановлением администрации МО "Выборгский район" от 19.07.2019 года N 2706 "Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного поселения, границах двух и более поселений, находящихся в границах муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
В течение срока действия Контракта тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа могут быть изменены в установленном законодательством порядке. Изменение тарифов не является основанием для перезаключения настоящего Контракта и не требует заключения дополнительного соглашения;
- 1.5. Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренных приложением N 1 к Контракту, поступает в распоряжение Подрядчика.
В соответствии с п. 5.4. Контракта Исполнитель обязан:
1) подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала их выполнения;
2) приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ с 01 января 2020 года.
3) выполнять предусмотренные Контрактом работы самостоятельно;
4) соблюдать сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное приложением N 1 к Контракту;
5) использовать для осуществления перевозок транспортные средства количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта;
6) выполнять требования к размещению информации, в транспортных средствах, установленные приложением N 9 к Контракту;
7) по запросу Заказчика направлять ему в течение 10 рабочих дней мотивированные ответы на жалобы, поступившие от пассажиров в адрес Заказчика, на качество транспортного обслуживания на маршрутах, предусмотренных Контрактом;
8) при поступлении по электронной почте, посредством факсимильной связи от Заказчика письма (запроса) подготовить ответ в течение 10 рабочих дней;
9) уведомить Заказчика в письменной форме о невозможности приступить к выполнению работ, предусмотренных Контрактом, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала выполнения данных работ с указанием причин просрочки и предполагаемой даты начала выполнения этих работ;
10) уведомлять Заказчика о наступлении обстоятельств, которые могут поставить под угрозу надлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту, в том числе:
о приостановлении или прекращении действия лицензии Подрядчика на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;
об открытие в отношении Подрядчика процедуры банкротства;
о принятии Подрядчиком решений о начале процедур ликвидации или реорганизации.
Указанные уведомления должны быть направлены Заказчику в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств;
11) обеспечить беспрепятственный доступ в транспортные средства должностных лиц, уполномоченных Заказчиком на осуществление контроля за выполнением условий Контракта;
12) хранить видеозаписи, полученные с помощью видеорегистраторов, не менее 30 рабочих дней со дня их записи и предоставлять Заказчику по его запросу такие видеозаписи не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса;
13) обеспечивать информирование пассажиров об условиях перевозок;
14) обеспечить чистоту в салоне транспортных средств;
15) выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.2. Контракта сторона, которой стало известно о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую Сторону о временной невозможности принятых на себя обязательств любыми доступными средствами связи. При этом в любом случае не позднее 3 календарных дней со дня наступления таких обстоятельств другой Стороне должно быть направлено соответствующее уведомление в письменной форме. Если Сторона, которая подвергалась действию обстоятельств непреодолимой силы, не уведомила об этом другую Сторону в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом, она не вправе впоследствии ссылаться на такие обстоятельства как на основание освобождения от ответственности.
На основании п. 8.1. Контракта все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
При этом, по п. 8.3. срок рассмотрения претензии не может превышать 30 дней. Переписка Сторон может осуществляться в виде писем или телеграмм, а в случаях направления телекса, факса, иного электронного сообщения - с последующим предоставлением оригинала документа.
В виду п. 10.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту.
Кроме того, как следует из Контракта, неотъемлемой частью которого является:
Приложение N 1 Параметры маршрута.
Приложение N 2 Требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств.
Приложение N 3 Объем работ.
Приложение N 4 АКТ приемки выполненных работ по Контракту.
Приложение N 5 АКТ сверки взаимных расчетов.
Приложение N 6 АКТ наличия транспортных средств, предусмотренных Контрактом.
Приложение N 7 Осуществление контроля за соблюдением Подрядчиком условий Контракта.
Приложение N 8 Изменение параметров маршрутов.
Приложение N 9 Требования к размещению информации в транспортных средствах.
Согласно Приложению N 1 Параметры маршрута включают в себя:
- Маршрут N126 Светогорск-Выборг.
Количество рейсов - 8 в одну сторону, 8 в другую.
Согласно Приложению N 3 Объем работ перевозка осуществляется средним и большим классов транспортных средств.
- Маршрут N183 Светогорск-Каменногорск.
Количество рейсов - 4 в одну сторону, 4 в другую.
Согласно Приложению N 3 Объем работ перевозка осуществляется средним и большим классов транспортных средств.
Комиссия Ленинградского УФАС внимательно проанализировала Контракт и усматривает, что Участник изначально знал о всех объемах, количестве и качеству, предъявляемым к услугам по перевозке.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика принято 09.06.2022 в связи с неисполнением Участником требований Контракта, в связи с неоднократным некачественным оказанием услуг (перевозка пассажиров несоответствующим классом транспортных средств), в результате чего в Администрацию от местный жителей поступали многочисленные жалобы о некачественной перевозке.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
12.12.2019 Участник и Заказчик заключили Контракт.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Участник действительно приступил к оказанию услуг с момента заключения Контракта и осуществлял их до расторжения.
Вместе с тем, в ходе исполнения обязательств условия Контракта надлежащим образом и в полном объеме не исполнялись Участником.
Так, Заказчиком фиксировались следующие нарушения:
-28.07.2020 в адрес Участника направлялась Претензия исх. N2797 о том, что в настоящее время автобусы по маршруту N126 Светогорск-Выборг идут переполненными, что в с связи с коронавирусной инфекцией создает угрозу здоровья населения Ленинградской области, поступают многочисленные жалобы, при этом Заказчик просит незамедлительно восстановить количество рейсов 8 в одну сторону, 8 в другую;
- 14.08.2020 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "В ходе проверки транспортного средства гос. номер В026УТ47 отправлением на 17:20 из Выборга установлено:
- в нарушение п.4.4.7 "ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, имеются многочисленные трещины;
- указан неверный номер телефона перевозчика;
- отсутствует фамилия водителя - в нарушение п.п. а) пункта 37 Правил;
- отсутствует наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (Заказчика) - в нарушение п.п. б) пункта 37 Правил.
Посадку в начальном пункте маршрута осуществили 49 человек, при наличии 44 сидячих мест";
- 03.09.2020 в адрес Участника направлялась Претензия исх. N3393 о том, что ситуация по улучшению качества перевозки на маршруте не меняется (с приглашением на совещание);
- 04.09.2020 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "02.09.2020 - не выполнены рейсы отправлением из г. Светогорска на 16:50, из г. Выборга на 18:45.
03.09.2020 - не выполнены рейсы отправлением из г. Светогорска на 5:20 и 16:50, из г. Выборга па 8:10 и 18:45.
04.09.2020 - не выполнены рейсы отправлением из г. Светогорска на 5:20, из г. Выборга на 8:10";
- 17.11.2020 в адрес Заказчика от Комитета по транспорту Ленинградской области поступило письмо NИСХ-4120/2020 поскольку в эфире прямой телефонной линии Губернатора Ленинградской области поступил вопрос от жителей п. Пруды Выборгского района с просьбой оказать содействие в нормализации работы муниципального автобусного маршрута N183 "г. Светогорск - г. Каменногорск".
В телефонном разговоре с уточнено, что жители п. Пруды, а также поселений, расположенных по трассе движения маршрута N183 не имеют возможности своевременно прибывать в образовательные и медицинские учреждения, расположенные в Светогорске;
- 19.01.2021 в адрес Участника направлялась Претензия исх. NВР-ИСХ-196/2021 о том, что ситуация по улучшению качества перевозки на маршруте не меняется (с приглашением на очередное совещание);
- 20.01.2021 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "18.01.2021 отправлением на 15:15 и 18:45 из г. Выборга рейс совершало транспортное средство малого класса (В092УУ47) в нарушением п. 1.2. Контракта";
- 21.01.2021 в адрес Участника направлялась Претензия исх. NВР-ИСХ-238/2021 о том, что Участнику в необходимо соблюдать требования Контракта;
- 10.03.2021 в адрес Участника направлялась Претензия исх. NВР-ИСХ-912/2021 о том, что происходят срывы рейсов, в связи с чем представителю Общество необходимо прибыть на совещание;
- 11.03.2021 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "01.03.2021 отсутствовал автобус по маршруту N 126 отправлением из Выборга на 11:30;
04.03.2021 г. на маршруте N 126 использовался автобус малого класса, что не предусмотрено муниципальным контрактом;
08.03.2021 г. отсутствовал автобус по маршруту N 126 отправлением из Выборга на 15:15;
отправление автобуса по маршруту N 126 на 17:15 из Выборга задержано на один час.
Выявленные нарушения подтверждены: жалобами граждан и информацией от ГИБДД";
- 02.04.2021 в адрес Участника направлялось письмо исх. N ВР-ОГ-672/2021 о проезде мимо остановки по маршруту N126 Светогорск-Выборг, в связи с чем в адрес Заказчика поступала жалоба от местного жителя;
- 14.05.2021 в адрес Участника направлялось письмо исх. N КДХ-155 о некачественной перевозке в связи с чем в адрес Заказчика поступала жалоба от местного жителя;
- 18.05.2021 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "30.04.2021 отправлением на 15:15 из г. Выборга и маршруте N 126 использовался автобус малого класса, что не предусмотрено муниципальным контрактом.
02.05.2021 автобус по маршруту N183 отправлением на 06:50 из Светогорска пришел в Каменногорск с опозданием на 17 минут";
- 09.07.2021 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "На рейсе N126 "Светогорск - Выборг отправлением на 15:15 использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер В092УУ47), посадочных мест 18, посадку осуществили 26 человек";
- 16.08.2021 в адрес Участника направлялось письмо исх. NВР-ИСХ-3339/2021 о том, что 13.08.2021 были сорваны два рейса отправлением из г. Светогорска на 7:30 и 11:20. До сих пор перевозки по данному маршруту осуществляются транспортным средством малого класса, что является нарушением Контракта (с приглашением на очередное совещание);
- 11.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "на рейсе отправлением на 11:30 из г. Выборга использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос. номер В092УУ47), посадочных мест 18, в нарушение требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок в автобусе пригородного сообщения пассажиры ехали стоя. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение п. 1.2 Контракта.";
- 13.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "на рейсе отправлением на 9:30 из г. Светогорска использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер В092УУ47), посадочных мест 18. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение п. 1.2 Контракта";
- 13.04.2021 в адрес Участника направлялась Претензия исх. NВР-ИСХ-3339/2021 о том, что на маршрутах используется транспорт несоответствующего класса, в случае продолжения несоблюдения требований Контракта, Заказчик примет решение об одностороннем отказе;
- 15.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "14.04.2022 на рейсах отправлением на 16:50 из г. Светогорска и 18:45 из г. Выборга использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер В092УУ47), посадочных мест 18. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение п. 1.2 Контракта";
- 20.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "на рейсах отправлением на 13:00 из г. Светогорска и 14:00 из г. Каменногорска использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер 0275СМ47), посадочных мест 18. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение п. 1.2 Контракта";
- 20.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "на рейсах отправлением па 16:50 из г. Светогорска и 18:45 из г. Выборга использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер В092УУ47), посадочных мест 18. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение п.1.2 Контракта";
- 22.04.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "на рейсах отправлением на 09:30 из г. Светогорска и 11:30 из г. Выборга использовался автобус малого класса (ГАЗ Некст гос.номер В092УУ47). посадочных мест 18. Перевозка пассажиров указанным рейсом осуществлялась в нарушение и.1.2 Контракта";
- 30.05.2022 в Акте проверки выполнения условий Контракта зафиксировано, что: "28.05.2022 на рейсах отправлением из г. Светогорска на 5:30, 9:30, 13:35 и 16:50 и отправлением из г. Выборга на 7:50, 11:30, 15:15 и 18:45 использовался автобус малого класса, посадочных мест 18.
29.05.2022 на рейсах отправлением из г. Светогорска на 5:30, 9:30, 13:35 и 16:50 и отправлением из г. Выборга на 7:50, 11:30, 15:15 и 18:45 использовался автобус малого класса, посадочных мест 18".
В ответ на указанные жалобы Заказчика, Общество предоставляло письма о том, что работы выполняются в полном объеме, а замечания им не поступают (от 31.07.2020 N1121, от 04.09.2020 N1270).
Поскольку Администрация выявила, что на выдаваемые замечания Общество не реагирует, 09.06.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнении Контракта.
15.06.2022 Участник в ответ на решение об одностороннем отказе направил Заказчику письмо N808 о том, что на исполнение обязательств повлияла коронавирусная инфекция, а он прекращает перевозку пассажиров и багажа.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Материалами дела подтверждается, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 09.06.2022 и размещено в Единой Информационной системе, дополнительно отправлено Участнику иными способами, Комиссией установлен факт того, что Решение отправлено получено Участником согласно его письму N808 от 15.06.2022.
В своих возражениях на обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков Участник ссылается на следующее:
- Заказчик неправомерно принял решение об одностороннем отказе;
- Представитель Участника указывает, что на оказания услуг по перевозке оказала влияние коронавирусная инфекция;
- Участник считает, что исполнял Контракт в полном соответствии с его условиями, а выбор класса машин осуществлялся исходя из пассажиропотока и наличия машин в парке (замена осуществлялась только в связи с ремонтом);
- Общество отмечает, что у него имеется значительный опыт в исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Представитель Заказчика, со своей стороны, просил Комиссию обратить внимание на следующее:
- На протяжении действия Контракта у Подрядчика не возникало обстоятельств препятствующих перевозке (по всем вопросам связанным с коронавирусной инфекцией Участнику осуществлялось содействие). Заказчик требовал перевозку исключительно согласно Контракта, однако фактически Участник не предупреждая Заказчика самовольно определял класс транспортного средства на каждый рейс (самовольно отменял их), если в 2020-2021 годах замечания хоть как-то учитывались, то в 2022 году Участник полностью перестал реагировать на выявленные недостатки, а вместо урегулирования спорный моментов после принятого решения об одностороннем отказе, 15.06.2022 Участник сообщил, что вовсе прекращает перевозку.
- В связи с бездействием Исполнителя в адрес Администрации регулярно поступали жалобы жителей поселения по вопросам некачественной перевозки, а также получения угрозы причинения вреда здоровью.
В материалы дела Ленинградского УФАС Заказчиком приобщены жалобы от жителей в Администрацию, а также Акты с фотофиксацией.
- Заказчик подчеркивает, что нуждался в качественной и своевременной перевозке, так как она необходима для нормальной жизнедеятельности населения Выборского района и связывает населенные пункты, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, в итоге обязательства исполнялись ненадлежащим образом.
В момент заседания Комиссия Ленинградского УФАС считала необходимым уточнить следующие вопросы у Участника: "Приостанавливались ли работы по Контракту в связи с выявлением препятствий (сложностей), которые имели место быть из-за коронавирусной инфекции?", представитель Участника пояснил, что работы не приостанавливались.
На дополнительный вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Если замена транспортного средства на иной класс осуществлялась только в связи с ремонтом машин большего класса, какими письмами в адрес Заказчика направлялась подобная информация и согласование, а также в какие дни?" представитель Участника не смог представить подобных писем, направляемых в адрес Заказчика.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор по правомерности принятия решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика.
Комиссия, дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), поскольку на момент заседания Комиссии (то есть на 01.07.2022) решение об одностороннем отказе не было оспорено Обществом в судебном порядке.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма только с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденным заданием.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми положениями, являющегося неотъемлемой частью документации), в том числе относительно классов транспортного средства.
Предметом Контракта является перевозка пассажиров и багажа, в документации Заказчика содержались все необходимые приложения и требования, которые знало Общество, тем не менее из актов проверки следует, что Участник неоднократно, по своему усмотрению, без согласования с Заказчиком осуществлял перевозку малым классов, вместо предусмотренного Контрактом среднего и большого.
Комиссия в момент заседания просила Участника предоставить документальные доказательства, которые свидетельствуют о том, что Заказчик действительно предъявлял претензии не в соответствии с Контрактом. Однако, Участником не предоставлено подобных доказательств для подтверждения своих доводов.
Кроме того, при обнаружении каких-либо препятствий (в том числе в связи с коронавируной инфекцией), Участник согласно требования Гражданского кодекса и Контракта должен был приостановить работы.
Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом и Контрактом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, кроме того документальных подтверждений Обществом в Ленинградское УФАС не представлено.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года) меры по ограничению распространения коронавируса могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между пандемией и неисполнением обязательства.
Таким образом, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным во всех случаях.
Для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств, сторона должна доказать: а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы сторона должны документально подтвердить свою позицию.
В рассматриваемом деле подобной связи, длящегося влияния, как и принятия разумно ожидаемых мер Обществом не усматривается, а Участник мог мобилизовать все имеющиеся силы и начать выполнять работы в соответствии с Контрактом, при том, что Заказчик способствовал исполнению обязательств.
Общество не обосновало, каким образом коронавирусная инфекция повлияла на исполнение обязательств в том числе в 2022 году, когда ограничения уже были минимальными, более того уменьшая класс автомашин, по мнению Комиссии, Участник наоборот способствует ее распространению, поскольку в автобусе большего класса пассажиры могут сидеть на большем расстоянии друг от друга, при меньшем классе перевозка осуществляется в том числе стоя, что при междугороднем сообщении не предусмотрено.
Комиссия не принимает указанный довод в том числе потому, что в случае, если бы действительно на территории России, и в частности Ленинградской области невозможно исполнить работы такого рода, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом закупки были бы неисполнены. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов в 2019-2022 годах.
Таким образом, доводы Участника о том, что неисполнение обязательств произошло из-за коронавирусной инфекции и поломки некоторых машин не могут учитываться.
3) Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны неоднократно способствовали Общество, предупреждая Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Материалами дела подтверждается, что перевозка действительно осуществлялась, вместе с тем, Комиссия учитывает как многочисленные жалобы жителей, так и фотофиксацию Заказчика, свидетельствующих о том, что услуги оказывались не в полном объеме и некачественно.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении всех обязательств, некачественное оказание услуг не могут свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в качественной перевозке, для чего и заключался Контракт, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности для Участника посредством частичного и некачесвтенного исполнения Контракта, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны Контракта, что в конечном счете не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
4) Довод Участника о том, что в ходе действия Контракта со стороны Заказчика не поступало предписаний не свидетельствует Комиссии о качественно осуществляемой уборке.
Заказчик в соответствии с Контрактом воспользовался случаем контроля Участника и выставлением претензионных писем в адрес Исполнителя, что не лишало Общество возможности исправить возникшую ситуацию, чего делалось Участником в недостаточном объеме и качестве, более того получив односторонний отказ, вместо урегулирования спора и выставлением на маршруты транспорта нужного класса, что привело бы его отзыву, Общество вовсе приняло решение прекратить перевозку, что трактуется Комиссией как недобросовестное поведение.
То есть, со своей стороны Заказчик выполнил требования предусмотренные Законом о контрактной системе по "надлежащему уведомлению Участника", материалами дела подтверждается, что во исполнение положений части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик разместил на официальном сайте информацию о принятом решении ЕИС, решение вручено Обществу, обеспечив тем самым Участнику возможность устранить нарушения в порядке части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Участник же данной возможностью не воспользовался, вместо устранения недостатков по классу транспорта, перестал осуществлять перевозку.
5) Довод Участника о наличии у него значительного опыта в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, большого количества исполненных контрактов не может служить основанием для признания его действий в рамках исполнения данного Контракта добросовестными.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком, ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
6) Участник считает, что его вина в данном случае не доказана.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Обществе, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник представил письменные пояснения на 4 листах, без единого упоминания писем, актов, совещаний, а также не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту Обществу было известно.
7) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что перевозка в соответствии с Контрактом в полном объеме и надлежащем качестве не осуществлялась.
Таким образом, Заказчику, а также жителям Ленинградской области, нуждающимся в транспортном сообщении между городами, нанесен значительный ущерб, выраженный отсутствии возможности надлежам образом добраться до места работы, учебы и т.д., росту социальной напряженности и отрицательному отношению к Заказчику.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 июля 2022 г. N 047/06/104-1874/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022