Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствие представителей по доверенности:
от Заявителя - ООО "Башринкон":
от Специализированной организации - Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области":
в отсутствие представителей Заказчика, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8217 от 27.06.2022) на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству объекта "Концепция развития парка у стадиона, г. Луга", в рамках реализации проекта-победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 240 409,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В доводах жалобы Заявителем оспаривается решение конкурсной комиссии в части применения порядка рассмотрения и оценки заявок.
По мнению Заявителя, первая часть заявки в части описания "Предложений о качественных характеристиках объекта закупки" была представлена в требуемой табличной форме, соответствующей положениям порядка рассмотрения и оценки заявок.
Комиссия установила, что в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки установлено, что первая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно:
предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. В целях оценки заявки участника закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки по видам выполнения работ, установленным в п. 6.15 Приложения N 1 к извещению, в виде таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". При этом по всем видам выполнения работ должно быть представлено описание подвида выполнения работ, связанного с установкой камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ. Предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником закупки, в том числе на основании Извещения. В случае, если все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, установленными в Извещении, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в таблице 1:
"Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении и приложениям к нему, и в соответствии с нормативными документами".
Таблица 1
"Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок предоставления сведений в виде таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер вида выполнения работ. В графе 2 указывается наименование вида выполнения работ. В графе 3 участник предоставляет наименования подвидов выполнения работ и описание выполняемых работ по всем видам выполнения работ.
Представителем специализированной организации в материалы дела представлено, что конкурсной комиссией заказчика при рассмотрении заявки Заявителя установлено следующее:
N |
Наименование вида выполнения работ |
Наименование подвида выполнения работ |
Заявка участника |
1. |
Устройство МАФ |
Монтаж системы навесов |
стр. 3 п.1.1. "Монтаж системы навесов", |
Подготовительные работы игровых зон детских площадок |
стр. 13 п. 1.2. "Подготовительные работы игровых зон детских площадок", |
||
Устройство основания под теневой навес, амфитеатр |
стр. 23 п. 1.3. "Устройство основания под теневой навес, амфитеатр", |
||
Установка паркового оборудования |
стр. 33 п. 1.4. "Установка паркового оборудования", |
||
Установка камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ |
Отсутствует |
||
2. |
Озеленение |
Подготовка почвы и посев газонов |
стр. 43 п. 2.1. "Подготовка почвы и посев газонов", |
Устройство насыпных клумб и посадка цветов |
стр. 53 п. 2.2. "Устройство насыпных клумб и посадкой цветов", |
||
Подготовка посадочных мест и посадка деревьев и кустарников |
стр. 63 п.2.3. "Подготовка посадочных мест и посадкой деревьев и кустарников", |
||
Установка камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ |
Отсутствует |
||
3. |
Устройство НВК и освещения |
Устройство системы наружного водоснабжения |
стр. 73 п. 3.1. "Устройство системы наружного водоснабжения", |
Устройство канализации, водомерного узла |
стр. 83 п. 3.2. "Устройство канализации, водомерного узла", |
||
Устройство освещения |
стр. 93 п. 3.3. "Устройство освещения" |
||
Установка камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ |
Отсутствует |
Комиссия установила, что в соответствии с Приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки, предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается непредставленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) не содержит предложения в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), и/или описание хотя бы одного подвида выполнения работ (оказания услуг) представлено не в полном объеме.
Кроме того, описание подвида выполнения работ (оказания услуг), соответствующего виду выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание подвида выполнения работ (оказания услуг) содержит описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех составляющих предложения по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки", установленных в настоящем извещении, и такое описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении всех составляющих предложения по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" соответствует положениям извещения о закупке.
В ходе рассмотрения жалобы представитель специализированной организации пояснил, что участником не представлено описание подвида выполнения работ, связанного с установкой камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ, ни по одному виду работ. В соответствии с Приложением N 4 к извещению, предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается непредставленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) не содержит предложения в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), и/или описание хотя бы одного подвида выполнения работ (оказания услуг) представлено не в полном объеме. Следовательно, описание всех видов выполнения работ признается непредставленным.
Также, представитель специализированной организации отметил, что описание подвида работ "Установка камер видеонаблюдения с обеспечением обзора на весь период выполнения работ" участнику необходимо было представить описание по следующим составляющим:
- организационно-технические мероприятия;
- квалификация привлекаемых трудовых ресурсов;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- организация работы по обеспечению охраны труда;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
Следовательно, декларация о выполнении подвида работ, представленная, например, на стр. 3 заявки, не позволяет конкурсной комиссии принять решение о признании подвида выполнения работ представленным.
Таким образом, конкурсная комиссия приняла решение признать описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении составляющих предложений по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" непредставленным.
Также, в ходе внеплановой проверки Инспекция установила, что Заказчик не направил Заявителю запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе в отношении участника закупки.
Согласно части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель в материалы дела приложил сведения, подтверждающие факт направления в адрес заказчика запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе в отношении участника закупки. Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Башринкон" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, внесении изменений в извещение, так как выявленные нарушения не повлияли на процедуру осуществления закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 июля 2022 г. N 047/06/48-1900/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022