Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заявителя - ООО "Гефест":
в отсутствие представителей Заказчика, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8220 от 28.06.2022) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству местной системы оповещения (МСО).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 988 775,54 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В первом доводе жалобы Заявитель считает, что, по его мнению, Заказчиком неверно установлены положения в Описании объекта закупки.
Комиссия установила, что в пункте 3.2 Описания объекта закупки Заказчик указывает: "Расширение и развитие существующей муниципальной системы оповещения муниципального образования должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией".
При этом, Заявитель в ходе рассмотрения жалобы указал, что согласно данным на сайте госзакупок (https://zakupki.gov.ru), а также приложению к извещению об осуществлении закупок с шифром КСЭОН.1187.10.21-СС, на территории Большеижорского городского поселения отсутствует муниципальная система оповещения. следовательно, Заказчик "создает" муниципальную систему оповещения, а не "расширяет" или "развивает" существующую. Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
Во втором доводе жалобы Заявитель оспаривает положение описания объекта закупки, так как указанное положение, по его мнению, ограничивает количество участников закупки.
Комиссия установила, что в пункте 8.2 Описания объекта закупки Заказчик указывает: "В случае применения эквивалентного оборудования, материалов, конструкций Исполнитель осуществляет корректировку и согласование с ГКУ "Объект N58 Правительства Ленинградской области" и утверждение Заказчиком ранее разработанной и согласованной проектной (рабочей) документации".
Также, в пункте 7.1 установлено: "в случае использования эквивалентных замен оборудование, конструкции и материалы, предлагаемые для замены, должны иметь показатели не хуже предусмотренных согласованной проектной (рабочей) документацией, как по отдельным показателям каждого из элементов и составных частей, так и в общем по отношению к системе. В случае существенного (5% и более) отличия показателей предлагаемой замены необходимо внесение с последующим согласованием в проектную (рабочую) документацию, в рамках разработки которой необходимо доказать, что предложенное отклонение параметров не является недостатком".
Комиссия пришла к выводу, что спорные положения описания объекта закупки не нарушает условия обеспечения конкуренции и не ограничивает число участников закупки. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
В третьем доводе жалобы Заявитель оспаривает положения объекта описания закупки в части установления ГОСТ.
Комиссия установила, что в таблице характеристик Заказчик указывает требование к оборудованию: Усилительно-коммутационный блок тип 1, Усилительно-коммутационный блок тип 2, Громкоговоритель рупорный: степень защиты менее не менее IP54.
Также стоит отметить, что регулятором требований к системам оповещения населения является ГОСТ Р 42.3.01-2021, где указаны требования к характеристикам технических средств: "5.1.5 ТСО, эксплуатируемое на открытом пространстве, должно обладать долговечностью и сохраняемостью при воздействии агрессивных и других специальных сред. Необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве необходимо обеспечивать: - степени защиты - не ниже IP65"
5.1.7 ТСО, эксплуатируемые в стационарном неотапливаемом помещении, защитном сооружении, должны функционировать:- степени защиты - не ниже IP 50"
Также Комиссия отметила, что необходимость применения требований ГОСТ Р 42.3.01-2021 указано в пункте 7 Приложения N1 к Совместному Приказу МЧС России и Минцифры России N578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при описании объекта закупки Заказчик не использовал показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки (ГОСТ), которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В четвертом доводе жалобы оспаривает положения объекта описания закупки в части установления ГОСТ.
Комиссия установила, что в таблице характеристик оборудования к Усилительному блоку тип 1 и тип 2 Заказчик предъявил требования, несоответствующие ГОСТ Р 42.3.01-2021, а именно: "Время работы от резервного источника питания не менее 3 часов в режиме передачи информации и не менее 24 часов в дежурном режиме".
Комиссия установила, что согласно п.5.1.4 ГОСТ Р 42.3.01-2021: "Работоспособность ТСО при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 ч в режиме ожидания и не менее 1 ч в рабочем режиме_"
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при описании объекта закупки Заказчик не использовал показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки (ГОСТ), которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В пятом доводе жалобы оспаривает положения описания объекта закупки в части установления требований к системам оповещения.
В пункте 6.7 Заказчик указывает: "При наличии в оборудовании протоколов и/или систем команд иных производителей и необходимости их использования для осуществления работы оборудования правомерность использования протоколов и/или систем команд сторонних производителей должна быть подтверждена актом/протоколом совместных испытаний, подписанным как стороной, предоставляющей протокол для использования, так и стороной (производителем оборудования), осуществляющим использование стороннего протокола и/или системы команд"
Заявитель указывает, что регулятором в предъявлении требований к системам оповещения выступает МЧС России, который в свою очередь проводит испытания комплексов различных производителей на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021. В действующем законодательстве РФ в области систем оповещения населения отсутствуют требования о предъявлении некого акта/протокола на предмет работы протоколов различных производителей между собой, так как работа протоколов различных производителей между собой, говорит исключительно о программном уровне. А так как согласно требованиям действующего законодательства РФ в области систем оповещения населения, а именно ГОСТ Р 42.3.01-2021, необходимо обеспечить программно-аппаратное сопряжение, то данное требование не соответствует требованиям, предъявляемым к системам оповещения населения.
Комиссия пришла к выводу, что в ходе рассмотрения жалобы Заявитель не приложил в материалы дела доказательств в обоснование вышеуказанного довода. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
В шестом доводе жалобы Заявитель считает, что, по его мнению, Заказчиком не дан ответ на запрос о разъяснениях положения извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявитель указывает, что направлял запрос на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения жалобы установила, что Заказчик не направил ответ на запрос о разъяснениях положения извещения об осуществлении закупки, что является нарушением части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гефест" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений и внесении изменений в извещение.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 июля 2022 г. N 047/06/42-1904/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2022